Как сказать по-румынски "Оскаровский скандал?"
Среда, 15 января 2008 года — дата, которая останется в истории оскаровских позоров. Академия кинематографических искусств и наук обнародовала 9 фильмов, вошедших в шортлист претендентов на "Оскар" за фильм на иностранном языке. Пять из них войдут в окончательный список, который будет объявлен через неделю вместе с номинациями во всех категориях. Проблема в том, что в список не попал встретивший самый восторженный прием фильм на иностранном языке — "4 месяца, 3 недели и 2 дня" румынского режиссера Кристьяна Мунджу. И это не один из частых случаев, когда фильм был дисквалифицирован на основе пресловутых коварных правил и законов Академии, как это произошло недавно с израильским фильмом "Визит оркестра" (фильм артхаус-линии "Кино без границ"), а два года назад — с лентой Михаэля Ханеке "Скрытое". Нет, "4 месяца" участвовали в гонке с самого начала как официально выдвинутая Румынией картина, и то, что она не прошла в предпоследний раунд процесса номинации, — одна из постыдных ошибок в истории Академии, которую можно сравнить с присуждением премии за лучший фильм "Столкновения" в 2004 году.
Справедливости ради надо сказать, что "4 месяца" — не единственный значительный зарубежный фильм, не прошедший сквозь сито Академии в этом году. Из 63 представленных картин в шортлист не попали мультипликация Марджане Сатрапи "Персеполис" (представлена Францией), равно как и фильм, с которым она разделила премию жюри Каннского кинофестиваля, — "Тихий свет" мексиканца Карлоса Рейгадаса; мастерский нео-нуар режиссера из Гонконга Джонни То "Отверженные" (фильм артхаус-линии "Кино без границ — релиз в России 13 марта), "Тайное сияние" (фильм артхаус-линии "Кино без границ" — релиз в России 9 октября) корейца Ли Чан-дона и очаровательная "Всегда красавица" 99-летнего португальца Мануэла ди Оливейры. Но их отсутствие в списке удивляет меньше, чем отсутствие "4 месяцев". Например, "Персеполис" считается бесспорной кандидатурой на номинацию в категории "лучшая полнометражная мультипликация", и возможно, отборочный комитет счел, что этого будет достаточно. Жанровые фильмы вроде "Отверженных" почти никогда не получали номинаций за пределами технических категорий. А типичные режиссеры арт-хауса типа Ли, Рейгадаса и Оливейры вечно ходят в оскаровских невестах. Ведь за 51 год существования премии за фильм на иностранном языке Тео Ангелопулос, Нури Бильге Джейлан, братья Дарденн, Жан-Люк Годар, Ханеке, Аббас Киаростами и Вон Карвай не получили даже одной номинации на всех, хотя по крайней мере один фильм каждого из них выдвигался соответствующей страной. (Даже фаворит Академии Ингмар Бергман, трижды получавший "Оскар", не удостоился даже номинации за, возможно, свой самый знаменитый фильм "Седьмая печать" в 1957 году).
Но "4 месяца" — это нечто иное: он принадлежит к типу фильмов, которые в прошлом очень часто получили признание Академии, то есть фильм высокого художественного уровня, доступный широкой зрительской аудитории. Примеры тому — удостоенные "Оскара" картины Коста-Гавраса "Зет", "Скромное обаяние буржуазии" Бунюэля, "Приготовьте ваши носовые платки" Бертрана Блие, "Фанни и Александр" Бергмана и "Все о моей матери" Педро Альмодовара. Это было одной из причин того, что "4 месяца" с успехом демонстрировались на фестивалях по всему миру — от высоколобого Канна до менее ориентированных на бизнес региональных фестивалей типа Теллурида или Фестиваля Американского киноинститута в Лос-Анджелесе.
Начиная с Каннского фестиваля "4 месяца" собирали награды быстрее, чем их можно было сосчитать, — не только Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, но и славящегося своей ретроградностью Национального совета кинокритиков и откровенно популистской Ассоциации критиков телевидения и радио. Плюс номинации на "Золотой глобус" и премию "Независимый дух", не говоря уже о Европейских кинопремиях в категориях "лучший европейский фильм" и "лучший европейский режиссер", недавно врученных в Берлине. С учетом всего этого, номинация на "Оскар" должна была казаться неизбежной, но на протяжении нескольких месяцев ходили слухи, что на официальных показах для Академии отборщики отреагировали на фильм сдержанно. Что поднимает вопрос: о каких отборщиках идет речь?
Как поясняется в официальном пресс-релизе Академии: "Номинации на лучший фильм на иностранном языке производятся в 2007 году в два этапа. Отборочная комиссия первого этапа, состоящая из нескольких сотен живущих в Лос-Анджелесе членов Академии, отсмотрела 63 представленных фильма, и результатом их голосования стал опубликованный шортлист. Комиссия второго этапа, состоящая из десяти выбранных наугад членов комиссии первого этапа и десяти специально приглашенных членов Академии из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, отсмотрит вошедшие в шортлист картины и отберет 5 номинантов в данной категории".
Академия уже второй год использует двухэтапный процесс отбора фильмов на иностранном языке. Это попытка, как заявил президент Академии Сид Гейнис в пресс-релизе 2006 года, "посмотреть, сможем ли мы позволить занятым работающим членам Академии участвовать в процессе номинации без того, чтобы провести несколько месяцев в кинозале". Тем временем эти "несколько месяцев" показов первого этапа продолжают посещаться в основном теми членами Академии, у которых много свободного времени, а именно — пенсионерами. И из этих нескольких сотен, участвующих в работе комиссии, многие по-прежнему умудряются не увидеть минимального количества фильмов, которое необходимо для того, чтобы участвовать в голосовании. И это несмотря на то, что в 1987 году Академия разбила комиссию по номинации на три группы, тем самым сократив до одной трети количество представленных фильмов, которые должен отсмотреть каждый член комиссии.
"В моей жизни бывали дни и получше", — сказал по телефону во вторник вечером продюсер и председатель комиссии по номинациям на лучший фильм на иностранном языке Марк Джонсон. Он добавил, что хотя ничего не имеет против любого из включенных в шортлист фильмов, он был "поражен" отсутствием в списке "пары названий".
Далее Джонсон сравнил события этого дня с номинациями на лучший фильм на иностранном языке 2003 года, когда в список не попал бразильский фильм "Город бога" (фильм артхаус-линии "Кино без границ"), который позднее в 2004 году был номинирован в четырех других категориях (в том числе за режиссуру и сценарий экранизации). Увы, такой счастливый финал не ждет "4 месяца", благодаря еще одному загадочному правилу Академии. Если "Город бога" еще не вышел в коммерческий прокат в США на момент, когда ему отказали в номинации, и следовательно мог претендовать в следующему году на номинации в других категориях, то картина "4 месяца" в конце 2007 года шла в течение одной недели в одном кинотеатре в Лос-Анджелесе и имела право на номинации во всех категориях, но посмотрели ее очень немногие члены Академии.
"Полагаю, что в прошлом году мы сделали большой шаг, но очевидно недостаточно большой", — сказал Джонсон по поводу двухэтапного процесса номинации. На вопрос, предполагаются ли в будущем дальнейшие реформы (включая привлечение более активных членов Академии на ранних стадиях отбора), Джонсон ответил однозначно. "Это то, что необходимо сделать, потому что, на мой взгляд, так дальше продолжаться не может, — сказал он. — Я не думаю, что этот выбор отражает позицию Академии в целом".
К финальному голосованию за лучший фильм на иностранном языке (третий этап, если угодно) допускается любой член Академии, который может доказать, что видел все пять номинированных фильмов. Это процесс, который в предшествующие годы привел к ряду неожиданных побед: вялого итальянского клуба кинопутешествий "Средиземное море" над лентой Чжана Имоу "Зажги красный фонарь" в 1991 году или поверхностной испанской комедии "Belle epoque" над картиной Чэня Кайгэ "Прощай, моя наложница" в 1993. Но стоп, ведь о вкусах не спорят? И в конце концов, если фильм попадает в число номинантов, а затем не получает премию, можно сказать, что в целом Академия оценила его по справедливости. Но сколько членов Академии похерило "4 месяца, 3 недели и 2 дня"? Подкомитет одной из комиссий, состоящий — ну, не знаю, — из звукооператора фильма "Аэропорт-77", художника по костюмам "Оливера" и Эрнеста Боргнина? Если Академия так представляет себе реформирование, пусть я буду первым, кто предложит его отменить!
Скотт Фаундас, LAWeekly, 16.01.2008