Берлин 2008: ретроспектива Бунюэля и спецпоказы

РЕТРОСПЕКТИВА ЛУИСА БУНЮЭЛЯ

Ретроспектива Луиса Бунюэля начнется и завершится в "Фольксбюне" специальными показами его знаменитого режиссерского дебюта — немой фильм "Андалузский пес" (Франция, 1929) будет продемонстрирован четыре раза и каждый раз в живом сопровождении разных произведений современной музыки.

9 февраля 2008 года "Андалузский пес" будет показан вместе с другим шедевром сюрреалистического кино — "Падением дома Ашеров" (La chute de la maison Usher, Франция, 1928) Жана Эпштейна, на котором Бунюэль работал в качестве ассистента режиссера. Оба фильма будут представлены в реставрированных копиях и в музыкальном сопровождении голландских музыкантов Мод Нелиссен, Меримы Кюцо и Фридо тер Бека. Их музыкальная импровизация создаст соответствующую акустическую среду для напряженных и поэтических киномиров Бунюэля и Эпштейна. Композитор и пианистка Мод Нелиссен — один из самых известных европейских авторов музыки для немых фильмов.

17 февраля 2008 года испанский ансамбль "Grup Instrumental BCN216" из 21 музыканта будет играть на трех показах дебютного фильма Бунюэля в "Фольксбюне". Под программным названием "Три пса" каждая из трех композиций имеет собственную концепцию: "Clonic Mutations" каталанского музыканта Серхио Лопеса — акустическая "демистификация" классического произведения Бунюэля, полная черного юмора; "Szénario" Маурисио Кахеля — музыка, написанная к фильму в 1981-1982 годах; "Семь жизней кота" (Las siete vidas de un gato) Мартина Маталона — свободная ассоциация изображений и звуков. "Grup Instrumental BCN216" — один из самых успешных испанских ансамблей современной музыки, это его первое выступление в Германии. Это мероприятие проводится совместно с Институтом Сервантеса, испанским Министерством культуры, институтом Рамона Льюля и испанским посольством.

Помимо 32 режиссерских работ Бунюэля в ретроспективе будет представлена программа из восьми фильмов, в которых он выступал в качестве ассистента режиссера, продюсера и сценариста. Впервые в качестве ассистента режиссера Бунюэль работал на фильме Эпштейна "Мопра" (Mauprat, Франция, 1926), где он кроме того сыграл две маленькие роли — монаха и гвардейца.

В 1930-е годы в Испании, когда Бунюэль был партнером в кинокомпании "Filmófono", он стал продюсеров четырех популярных фильмов, где без указания в титрах был также и сорежиссером: "Дон Кинтин-горемыка" (Don Quintín el amargao / The Bitter Mr. Quintin), "Дочь Хуана Симона" (La hija de Juan Simón / The Daughter of Juan Simón), "Кто меня любит?" (¿Quien me quiere a mi? / Who Loves Me?) и "Часовой, тревога!" (¡Centinela alerta! / Guard! Alert!). "Дон Кинтин-горемыка" имел необыкновенный коммерческий успех, и в 1951 году Бунюэль в Мексике снял его римейк под названием "Дочь обмана" (La hija del engaño / Daughter of Deceit). Во время пребывания в США он написал сценарий одного из эпизодов фильма Роберта Флори "Пятипалый зверь" (The Beast with Five Fingers, США, 1946). И хотя эпизод не был включен в окончательную версию картины, на отдельных ее сценах чувствуется отпечаток "бестелесной" руки Бунюэля. Много лет спустя Бунюэль снова обратился к этой идее в фильме "Ангел-истребитель" (El ángel exterminador / The Exterminating Angel, Мексика, 1962). Также Бунюэль написал сценарий забавной эксцентрической комедии "Если вы не можете, то я могу" (Si Usted no puede, yo sí) для мексиканского режиссера Хулиана Солера в 1950 году.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ В "CINEMAXX"

Помимо полной программы Бунюэля в ретроспективной секции фестиваля будут показаны четыре недавно отреставрированных немых фильма.

В "Меченых" (Die Gezeichneten / Love One Another, Германия, 1921) Карла Теодора Дрейера с огромной художественной силой показаны антисемитские погромы и революционная деятельность в России в начале 20 века. Реставрация Датского киноинститута.

В фильме Роберта Райнерта "Нервы" (Nerven, Германия, 1919) оператор Хельмар Лерски находит волнующие образы для показа главных героев, травмированных Первой мировой войной. Реставрация Музея кино в Мюнхене.

Благодаря реставрации "Теней большого города" (Schatten der Weltstadt, реж. Вилли Вольфф, Германия, 1925), произведенной Фондом Фридриха Вильгельма Мурнау, снова становится доступной зрителям одна из немногих сохранившихся картин с участием Эллен Рихтер — звезды и продюсера зрелищным немецких приключенческих фильмов.

Еще одна почти забытая звезда немого кино — Бетти Компсон блестяще играет в "Бродвейской красавице" (Belle of Broadway, реж. Харри О. Хойт, США, 1926), прекрасно отреставрированной компанией "Sony/Columbia". Мод Нелиссен и Йоахим Беренц будут сопровождать показы на фортепьяно.

После Берлинале программа отправится в турне: сразу же после фестиваля она будет показана в Вене в Австрийском музее кино, а в марте 2008 — в Музее кино в Мюнхене. Начиная с 7 февраля телеканал "3Sat" дополнит ретроспективу циклом фильмов под названием "Чудо сюрреального: Луис Бунюэль и последователи".

Официальный сайт Берлинале



Сайт управляется системой uCoz