Румыния, Израиль и Ливан: новые территории
Появление ряда получивших высокие оценки критики картин из Румынии, Израиля и Ливана было среди самых неожиданных событий 2007 года.
Каннский фестиваль стал переломным моментом для трех стран. "Золотая пальмовая ветвь", присужденная ленте "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристьяна Мунджу — драме о подпольном аборте в Бухаресте времен Чаушеску, стала апогеем недавней волны хорошо принятых румынских фильмов. Среди них прежде всего "Смерть господина Лазареску" Кристи Пуя, "12:08 к востоку от Бухареста" Корнелиу Порумбоя и "Мечты о Калифорнии" Кристиана Немеску (впервые показан в Канне в этом году).
Фильмам свойственен ряд общих черт: преобладание длинных статичных планов; интонация сурового аскетизма, смягченная абсурдистскими элементами; и, что, возможно, является самым важным, тщательный анализ прошлого страны, примером чему является мрачная картина последних дней коммунистического режима в ленте "4 месяца".
Каннский фестиваль стал важной стартовой площадкой и для ключевых фильмов из Израиля и Ливана. Израильская картина Эрана Колирина "Визит оркестра" — добрая комедия о египетском полицейском оркестре, который застрял в заштатном израильском городке, — завоевала премию программы "Особый взгляд", а "Медузы" Этгара Керета и Ширы Геффена — комедия, действие которой происходит в Тель-Авиве, — получили восторженный прием.
Громким оказался и дебют ливанки Надин Лабаки "Карамель", действие которого происходит в бейрутском салоне красоты. Успех ливанского кино был упрочен в Венеции, где была показана лента Филиппа Арактинжи "Под бомбами", события которой развертываются во время израильских бомбардировок Южного Ливана в 2006 году.
Отмечая в качестве факторов, повлиявших на крепкое здоровье израильского кино, повышение качества телефильмов и увеличение государственной помощи, продюсер "Визита оркестра" Йосси Узрад признает: "В последние годы ряд израильских фильмов хорошо прошел на фестивалях и был похвален критикой".
Но он предупреждает, что этот успех не означает высоких кассовых сборов на мировом экране: "Такой фильм как "Медузы" хорошо прошел в Канне, но его будет трудно продавать за границу".
В сентябре в Сан-Себастьяне драма о мести Цахи Града "Бесчестный поступок" была у всех на устах. Но фильму еще предстоит найти фирму, которая будет заниматься продажей прав, хотя продюсер уже подписал несколько договор на дистрибьюцию.
Ханна Мак-Гилл, художественный руководитель Эдинбургского международного кинофестиваля, предостерегает по поводу суждений, сделанных в "тепличной атмосфере" фестивалей. Признавая, что "4 месяца" представляет собой редкий случай, когда "Золотая пальмовая ветвь была присуждена единогласно", она утверждает, что "нельзя понять, является ли национальное кино чем-то значительным, пока оно не предстанет перед зрителями".
Она добавляет: "В разговорах о том, что это был великий год для Румынии, таится опасность. А интересно ли это на самом деле зрителям? Шума много, но если фильмы не заработают деньги, то этим молодым режиссерам будет очень нелегко сделать свои следующие картины".
Завоевать международного зрителя жизненно важно для румынского кино, поскольку посещаемость румынских кинотеатров низка. "На этом рынке нельзя заработать деньги, — говорит Андрей Бончя — директор компании "MediaPro Pictures", которая была продюсером фильма "Мечты о Калифорнии". — Поэтому новое поколение румынских режиссеров должно думать о зарубежном зрителе и кинофестивалях". По поводу сегодняшнего интереса к кинематографу его страны он добавляет: "СМИ уделяют нам огромное внимание, но это пока что не приводит к кассовым сборам за рубежом и инвестициям".
Интерес покупателей к румынскому кино естественно будет зависеть от его популярности у зарубежного зрителя, и в этой области есть основания для сдержанного оптимизма.
Показав в этом году "В 12:08 к востоку от Бухареста", британский прокатчик "Artificial Eye" намерен выпустить на экраны "4 месяца" и "Мечты о Калифорнии" в начале 2008 года. Филип Нэтчбулл, руководитель "Curzon Artificial Eye Group", говорит: "Сейчас по поводу румынского кино много шуму". Касаясь проката фильма "4 месяца", он добавил: "Мы планируем максимально задействовать устную молву, а затем выпустить фильм по традиционной схеме: сначала премьерная неделя в двух кинотеатрах в Лондоне, затем показ как минимум 20 копий".
Хотя интерес критики к румынскому кино еще не разделен широкой публикой, он надеется, что цифры посещаемости повысят многочисленные выходцы из Восточной Европы, живущие в Великобритании.
Зарубежные прокатчики строят свою стратегию на показе конкретных фильмов, а не создании образа национальной "новой волны". Сэм Николз, глава прокатного отдела "Momentum Pictures", занимается выпуском в Великобритании картины "Карамель", которую ее компания приобрела в Канне. "Похоже, что сегодня ливанское кино на подъеме", — говорит она.
Николз подчеркивает универсальность фильма. Изучив успешный прокат картины во Франции, где та собрала 3,8 миллионов долларов, она говорит, что ее "стратегия заключается в том, чтобы заманить людей в кинотеатр, а как только они там окажутся, мы уверены, что фильм им очень понравится. Этот фильм — открытие".
Эдуард Лоренсон, Screen International, 21 декабря 2007