Спутник выходит в прокат
// HeliosNet покажет фильмы через космос
Российский провайдер спутниковой связи HeliosNet начал доставлять цифровые кинофильмы для проката по спутниковому каналу. Пока это скорее эксперимент, чем бизнес: в России сегодня действуют всего 20 цифровых кинозалов. Эксперты полагают, что спутниковая транспортировка фильмов станет рентабельной не ранее 2010 года, когда в стране будет более 100 цифровых кинотеатров.
Маркетолог HeliosNet Анна Ворончева рассказала, что несколько кинотеатров в Ханты-Мансийском автономном округе и Южном федеральном округе уже пользуются сервисом, однако названия кинотеатров не назвала. "Мы осуществляем доставку по договору с Главным информационно-вычислительным центром (ГИВЦ) Министерства культуры РФ,— пояснила госпожа Ворончева.— Соответственно, пока мы можем передавать фильмы тем кинотеатрам, у которых есть соглашение с ГИВЦ. Мы также не работаем напрямую с правообладателями, лишь обеспечивая доставку: сначала фильм кодируется и пересылается заказчику. Заказчик, в свою очередь, должен иметь специальное оборудование для приема сигнала, декодер и цифровой проектор". "Ежемесячная абонентская плата за наши услуги составляет от 14 тыс. рублей в месяц до 236 тыс. рублей в зависимости от скорости. Один фильм скачивается от шести часов до полутора суток",— пояснила госпожа Ворончева.
HeliosNet предоставляет услуги спутниковой связи: доступ в интернет, видеоконференцсвязь, пакетная передача данных, IP-телефония. Согласно базе СПАРК, HeliosNet (ЗАО "Вэб Медиа Сервисез") на 100% принадлежит кипрской компании Mayana Co Ltd. Данные о финансовых показателях компании не раскрываются. По оценке ИК "Финам", выручка HeliosNet в 2006 году составила $40-45 млн.
Подобный проект уже пытались реализовать в России. В 2003 году Мининформсвязи РФ представило программу "Народный экран", в рамках которой в региональные кинозалы со спутников ФГУП "Космическая связь" планировалось транслировать фильмы. Как предполагалось, небольшие региональные прокатчики будут платить за оборудование одного зала около $50 тыс. Проект закончился ничем из-за отсутствия спроса. Но тем не менее цифровизация кинопроката и транспортировка фильмов через спутник лежат в русле общемировых тенденций. Кинокомпании Universal и Warner Brothers в марте этого года представили план по оснащению трети кинотеатров США системами приема цифровых копий фильмов со спутника. Эксперты оценивают проект в $100 млн. В апреле этого года американская компания Microspace Communications подписала соглашение с четвертой по величине сетью кинотеатров в США Carmike Cinemas. Согласно договору, Microspace должна оборудовать 200 кинотеатров этой сети соответствующим спутниковым и серверным оборудованием.
Сейчас проект HeliosNet можно рассматривать скорее как эксперимент, полагает гендиректор "Невафильма" Олег Березин: "Это пока экономически невыгодно, ведь в стране всего около 20 кинотеатров с цифровыми проекторами. Передача фильмов по спутнику становится прибыльной, когда число клиентов достигнет 100-150. Такого показателя в России можно ожидать в 2010 году. Но дальше появятся другие проблемы — при больших объемах неизбежно будут возникать ошибки в передаче данных". Оборудование для цифровых кинозалов стоит пока слишком дорого, добавляет гендиректор "Формулы кино" Андрей Терешок: "Одна спутниковая тарелка обойдется примерно в $15 тыс. Это не считая декодеров и цифрового проектора, который стоит примерно €100 тыс.".
Гендиректор "Синема Парка" Сергей Китин отметил, что сейчас кинотеатры получают цифровые фильмы на жестких дисках, которые позволяют защитить фильм от несанкционированного копирования: "Спутниковая передача опасна с точки зрения пиратства, поэтому уговорить правообладателей на такой способ доставки будет нелегко. Никто не даст гарантии, что пираты перехватят и декодируют зашифрованный фильм".