Первый шаги модной фотографии в России
Стать модным фотографом в России, которая на протяжении 70 лет отвергала моду — дело нелегкое. И все же модные журналы, количество которых растет вместе с повышением уровня жизни определенной части населения, и обилие рекламы на улицах Москвы свидетельствуют о бурно развивающемся рынке. Однако российские фотографы к новой ситуации не вполне готовы: "Они только что поняли, что можно делать модные фотографии", — с легкой иронией говорит Ольга Свиблова, устроительница открывшегося в Москве фестиваля "Мода и стиль в фотографии". "Журналы Vogue, Elle, Hello, Jalouse и другие, которые стали выходить на русском языке в 90-е годы, изначально пользовались услугами зарубежных фотографов. Сегодня российские фотографы хотят занять их место".
Отвергавшаяся в ту эпоху, когда она была признаком индивидуальности, от которой следовало отказываться, мода не имела права гражданства в России. Но "вот уже десять лет, как мода вошла в моду", — говорит Ольга Свиблова, пригласившая на свой фестиваль 80 авторов.
Да и сами фотографы признают: им и сегодня еще не хватает образования. Ни одной государственной школы в Москве нет, а немногочисленные частные школы еще не получили признания в обществе. В результате рынок заполонили фотографы пока что среднего уровня, которые "учатся сами, беря кипу журналов и листая их перед тем, как идти на мастер-классы. Фестиваль, в котором приглашены участвовать фотографы очень высокого уровня — это еще и образовательное мероприятие", — отмечает Николай Молок, главный редактор журнала "Артхроника".
Модные журналы — первые, кто сожалеет по этому поводу. "Очень трудно найти хороших русских фотографов. Но мы готовы работать с ними", — говорит Екатерина Семина, главный редактор русского издания Figaro Madame, первый номер которого выйдет в апреле. L'Officiel — один из пяти ведущих модных журналов, также решил работать с молодыми фотографами. "В Москве нет хороших агентств, поэтому я их избегаю, — говорит его главный редактор Эвелина Хромченко. — Я предпочитаю сама просматривать портфолио, которые мне предлагают фотографы".
Не имея настоящей фотоиндустрии, Москва рискует потратить еще несколько лет на появление хороших студий, хороших агентств и, как ни парадоксально, хороших... манекенщиц. В то время как страны Европы много работают с россиянками или девушками из страны бывшего СССР, в России не любят местных моделей. "Им не хватает то гибкости, то воображения", — говорит Борис Юендиков, который представляет на фестивале поэтичную серию фотографий "Частная луна", выполненных в соавторстве с Леонидом Тишковым. Лучших моделей нанимают парижские агентства, и они редко наведываются в родную страну.
Проблема упирается также в нехватку оборудования и аксессуаров, необходимых для работы в студиях или создания нужной атмосферы. "Помню, как-то в Нью-Йорке я побывал в магазине, где каждый этаж соответствовал определенному веку. Там можно было найти все, что нужно, — рассказывает Владимир Фридкес, один из самых известных и модных в Москве фотографов. — Здесь, в Москве, найти обычную лестницу — уже целая история".
Трудно снимать и на открытом воздухе: на улицах сплошная реклама, полгода температура держится ниже нуля, а талый снег заливает город грязью. "Чтобы одеть моделей, — сетует Владимир Фридкес, — приходится заказывать одежду в крупном бутике. Но бывает, что в конце недели нам говорят, что вся одежда продана, и мы оказываемся ни с чем..." Так что во всем, включая фотографию, непредсказуемость в России остается в моде.