Рай в "Гараже"

// В Турине названы победители
Фестиваль

В Турине завершился 25-й Международный кинофестиваль. Главный приз получил ирландский режиссер Лени Абрахамсон за картину "Гараж", остальные награды достались азиатским фильмам, а главным аттракционом стала инсталляция режиссера Питера Гринуэя в одном из дворцов. Из Турина — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Лени Абрахамсону за сорок, а полнометражный дебют "Адам и Пол" появился всего три года назад. Тем не менее это одно из громко звучащих имен в сегодняшней европейской режиссуре. "Гараж" — сильно сыгранная история наивного, почти придурковатого парня с автозаправки, которого втягивают в преступление,— заслужил главную награду в денежном эквиваленте €25 тыс. По стилю и эмоциональному наполнению это кино представляет "новую интенсивность", характерную практически для всей конкурсной программы, составленной из фильмов о простых людях и их непростых судьбах.

Более скромный второй приз (€15 тыс.) достался картине режиссера из Малайзии Ву Минь-иня "Слон и море" — про жизнь маленькой деревушки, которая переживает наводнение, а вслед за тем странную эпидемию. Актерские призы тоже уехали на Восток. Лучшей актрисой признана знаменитая китаянка Чжоан Чен (памятная по "Твин Пикс" Дэвида Линча), сыгравшая в фильме "Домашние истории с песнями" певицу из Гонконга, которая с двумя детьми эмигрирует в Австралию и пытается найти там свое счастье. Кореец Ким Кан-ву отмечен призом за лучшую мужскую роль: в фильме "Железная дорога" он сыграл машиниста метро, который врезался в человека, прыгнувшего на рельсы.

Среди конкурсных фильмов, снятых молодыми режиссерами, шедевров не наблюдалось, но их уровень был таков, что практически любой мог оказаться в числе награжденных. Жюри, в которое входили три поэтических реалиста (Робер Гедигьян, Андре Тешине и Аки Каурисмяки), оказалось особенно расположено к картинам, действие которых происходит в провинции, в деревне или в дороге — на обочине жизни, с героями-маргиналами. И вынесло концептуальное решение — несмотря на то что Аки Каурисмяки в последний день фестиваля уже не выглядел таким же неестественно трезвым, как в первый. А может — именно благодаря этому.

Как всегда, в Турине были отличные ретроспективы — на сей раз посвященные Джону Кассаветесу и Виму Вендерсу. Но даже эти сильные впечатления не могли затмить того, что подстерегало гостей в стороне от фестиваля. А именно инсталляция кинорежиссера Питера Гринуэя в городке Ла-Венария рядом с Турином, в только что отреставрированной резиденции савойских королей. Эта работа длилась больше десяти лет, ради нее была развернута самая большая восстановительная стройплощадка в Европе. И результат оправдал эти усилия: в старом барочном дворце, к которому приложили руку пьемонтские архитекторы Амедео ди Кастелламонте и Филиппо Юварра, возник современный музей королевского быта.

Он не заставлен несметным количеством мебели и посуды, как дома Габсбургов, и поражает великолепно решенным пространством с потолочными росписями и зеркальными анфиладами. Посетитель идет сквозь коридор времени, на стены которого проецируются вечные пейзажи Пьемонта и сменяющие одна другую картины истории. А потом попадает в особую зону инсталляций "Заново населяя Дворец", оформленную Питером Гринуэем. Специальная система проекторов позволяет увидеть живые картины из жизни аристократии: сцены охоты, балов, ночных романтических разговоров под луной, вплоть до "интимной комнаты", где объемные фигуры по двое укладываются в постель: в ней ведь тоже творилась история королевства.

И в этом музее, и в другом, посвященном осаде Турина французами в 1706 году, кинематограф нашел новое оригинальное применение. В подземных туннелях, прорытых защитниками города, прямо на земляных стенах разыгрываются эпизоды и оживают герои войны, в которой туринцы победили, сохранив независимость и дав первый стимул объединению Италии. Кино и раньше использовалось в музейных экспозициях ради эффекта увлекательности. В Турине, где находится лучший в мире киномузей, накоплен серьезный опыт, который выводит этот эффект на другой уровень. Здесь снимают полноценное музейное кино с привлечением таких мастеров режиссуры, как Гринуэй, и высокопрофессиональных итальянских актеров, нашедших неожиданное применение в условиях кризиса национальной киноиндустрии. А фестиваль, проходящий под патронажем музея, оказывается компонентом большой городской культурной программы, в которую кинематограф входит вместе с историей и архитектурой, дизайном и живописью.



Сайт управляется системой uCoz