Финское кино с американским акцентом
// Неделя финского кино в киноцентре "Родина"
В пятницу фильмом Клаэса Кельсона "Колорадо-авеню" (Colorado-avenue) в киноцентре "Родина" открылась XVIII Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге. Комментирует МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.
В этом году, в отсутствии свежих работ фестивальных любимцев Аки или, на худой конец, Микки Каурисмяки, финская Неделя открылась не чем-то "молодежным", не "черной" комедией и не криминально-экзистенциальной драмой, а патетическим образцом большого исторического стиля. Через исторические бури выигрышнее всего проводить на экране женщину, наблюдая за превращением героини из хрупкого создания в заматеревшую "Скарлетт О'Хару". Так, и 18-летняя героиня фильма Клаэса Кельсона с сурового и дикого острова в Балтийском море переносится в начале ХХ века в поисках лучшей доли прямо в штат Колорадо. Как водится, стоит жизни устояться, случается какая-то гадость. Во время забастовки погибает муж — приходится вернуться на родину. А как только героиня обретает доверие односельчан и открывает магазинчик, как на Финляндию обрушивается скоротечная Гражданская война 1918 года, о жестокостях которой полезно напомнить российским зрителям, в последние годы усвоивших необъяснимый культ фельдмаршала Маннергейма, финнам памятного, в частности, как создателя первых в Европе концлагерей.
Американский миф, но в игровом варианте, привлекает и популярного романиста Рейо Мяки, по книге которого поставлен фильм Алексии Мякеля "Частный детектив Варес-2". Господин Мяки создал финскую разновидность нуара (от французского noir — "черный" — жанр киноискусства, изображающий гангстерский мир эпохи Великой депрессии. — Ъ). И, когда смотришь фильм, понимаешь, что перенос, казалось бы, чисто американского жанра на финскую почву — вовсе не авторский произвол. Немногословный сыщик, который между расследованиями околачивается в барах, мается от похмелья, клеит девиц и получает по морде, да это же образец национального характера, который иронично культивируют на экране финские режиссеры.
В остальном же фильмы программы подтверждают другой стереотип финского и — шире — скандинавского характера. Герои инфантильны, подвержены депрессиям, аутичны. Потеряв работу, Юха из "Мужской работы" (Mehen tyo) Алексии Салменпера больше всего на свете боится признаться в этом жене и наконец устраивается жиголо к богатым дамам. Этот сюжет, кстати, неоднократно использован в мировом кино последних лет. Что американском, что французском. Можно подумать, что вакансия профессионального любовника — самая востребованная в современном мире.
Страдающий аутизмом профессор, обретающий уверенность в себе лишь на лекциях, из "Года волка" (Suden vuost) Олли Саарела, казалось бы, не безнадежен: жизнь сводит его со студенткой, пусть застенчивой, но целеустремленной. Но и тут все не слава богу: у нее — эпилепсия. 17-летнего Сами в "Тоске по дому" (Koti-ikava) тщетно пытаются разговорить врачи и медсестры в психушке для подростков. А вечный студент из фильма Юхи Койранена "Рок-н-ролл не умрет" (Rock'n Roll Never Dies) прячется от реальности во вселенной того рок-н-ролла, который некогда играл в юности, повторяя как волшебное заклинание мелодию "Smoke On the Water". Замыкая фестиваль, этот фильм превращает всю программу в изящно закольцованную композицию на тему финского влечения к американской культуре, на диво, не менее сильного, чем аналогичное российское влечение.