Итоги фестиваля "Еврейский глаз"
Фестиваль еврейского кино с очевидным названием "Еврейский глаз", с большим успехом прошедший во вторую половину ноября в Ашкелоне, показал, что еврейское кино востребовано, как никогда.
Еврейский взгляд на мир и взгляд мира на еврейскую тему (и то, и другое можно расценить как "Еврейский глаз") постоянно находят в кинематографе свое отображение. На суд зрителей представлены 80 картин из 23 стран мира. Причем, все фильмы были показаны в Израиле впервые. Зритель ответил на такое киноизобилие массовыми аншлагами: залы заполнялись даже на утренних показах.
Первый фестивальный вечер был посвящен памяти недавно скончавшегося французского актера Жан-Клода Бриали, который должен был стать почетным гостем фестиваля. Бриали сыграл главную роль во французской картине "Господин Макс", повествующей о трагической судьбе французского художника и поэта еврейского происхождения Макса Жакоба. Несмотря на то что Жакоб всю жизнь был частью французской богемы, и его друзья даже во время Второй мировой войны имели весьма высокое положение в обществе, никто из них и пальцем не пошевельнул, чтобы спасти от нацистов коллегу по художественному цеху. По мнению критиков, картину ждет успех в прокате, но жюри ашкелонского фестиваля предпочло ей другой фильм о Катастрофе.
Первый приз в категории полнометражных художественных фильмов получила новая лента литовских кинематографистов "Гетто", основанная на одноименной пьесе известного израильского писателя Иегошуа Соболя. Израильских зрителей удивил сам факт появления этого фильма. Хотя в нем описывается трагедия вильнюсского гетто, израильтяне привыкли относиться и к самой пьесе (она давно стала в Израиле классической, и ее даже изучают в школах), и к описываемым в ней событиям как к некоему внутреннему израильскому явлению, мало затрагивающему иностранцев. Правда, за 24 года, прошедшие с ее написания, пьеса была переведена на 20 языков и поставлена ведущими театрами в десятках стран, но израильская публика этих постановок не видела. А тут вдруг зарубежный фильм, да еще литовский, да еще немецкие и литовские актеры играют жителей гетто и членов труппы еврейского театра, который в этом гетто действовал... Тем приятнее отметить, что работа литовского режиссера и продюсера Аудриуса Юзенаса понравилась не только жюри, но и простому зрителю.
В категории документального кино лучшим был признан французский фильм "Операция "Моисей"", который рассказывает о репатриации эфиопской еврейской общины. Массовая спасательная операция по вывозу евреев Эфиопии на историческую родину, получившая кодовое название "Операция "Моисей"", проведенная секретными — и не только секретными — службами Израиля, широкой огласки не получила, а потому вокруг нее до сих пор витает загадочный ореол таинственности. Сценаристы фильма проделали колоссальную работу, обработав множество архивных материалов, а также изучив личные истории участников операции и некоторых репатриантов. Интересно, что для французского режиссера Раду Михайлеану это уже не первая картина о евреях Эфиопии. Его предыдущей работой был художественный фильм "Живи и будь", рассказывающий об эфиопском мальчике, которого мать под видом еврея отправила в Израиль, чтобы спасти от голода. "Живи и будь" удостоился многих премий (в частности, картина заняла первое место на Международном кинофестивале в Копенгагене и получила сразу три награды на Берлинском кинофестивале), и теперь любопытно будет проследить за судьбой ее документального продолжения.
Среди короткометражных лент лучшей стала работа американского режиссера Эми Гутерсон "Стать Рахелью". Фильм рассказывает о маленькой девочке из еврейской семьи, которая, пытаясь помочь родителям в годы Великой депрессии, вынуждена забыть обо всех радостях детства. Эми Гутерсон рассказала, что в основу фильма легла история из жизни ее бабушки. В эту короткометражку удачно вплелись не только реальные события, но и элементы еврейских сказок.