Итоги Токийского фестиваля
Завершившийся в Японии Токийский международный кинофестиваль, который в этом году проводился в 20-й раз, уже давно занимает видное место на фестивальной карте мира. Киноиндустрия страны, производящей около двухсот фильмов в год, не может не привлекать к себе внимания разных стран. В том числе России, кинопроизводство которой растет и требует новых рынков сбыта и новых источников финансирования.
Токийский район Шибуйя, где главной достопримечательностью является памятник собаке, прождавшей на одном месте своего умершего хозяина 11 лет, более всего напоминает нью-йоркский Манхэттен. Но Шибуйе есть, чем погордиться, кроме преданной собаки. Например, многочисленной сетью театров кабуки. В одном из них фестивальных гостей лично приветствовал префект района. Увы, несмотря на относительную подготовленность автора данных строк в этой области, природа взяла свое: двухчасовое топтание на сцене пары тоскливо подвывающих актеров усыпило к концу первого часа. Итальянский же композитор Никола Пьовани, член международного жюри, сломался на пятой минуте.
Между тем японское кино всегда было одной из сильнейших сторон азиатского кинематографа — мощной составляющей мирового кино. С тех пор, как Такеши Китано вошел и в нашу повседневную жизнь, киноиндустрия Страны восходящего солнца стала еще более интересной и притягательной для россиян. Она-то нам интересна, но интересны ли ей мы?
В конкурсной программе, состоящей из пятнадцати картин, ни одного российского фильма не было. Были лишь в параллельных. При этом геополитический баланс в Токио выдержали неплохо. В конкурсе — фильмы из Израиля, Мексики, Великобритании, Дании, Германии, США, Канады, Польши, Франции, Италии, Китая и самой Японии. Выбором жюри — картиной, получившей Гран-при "Токийская сакура", — оказалась в результате милая израильская лента "Визит оркестра". С теплом и юмором сценарист, он же режиссер Эран Колирин в своем дебюте, выдвинутом на приз Европейской киноакадемии, рассказал о том, как музыканты-полицейские из Египта приехали в Израиль, чтобы выступить в Арабском культурном центре, но их никто не встретил, а автобус повез их в совершенно другом направлении. Ночь, проведенная в Богом забытом местечке, стала ночью откровений, дружеских встреч и зарождающейся любви.
Специальный приз жюри был вручен режиссеру из Китая Ли Джиксяну за фильм "Западная магистраль", который уже с успехом был показан на нескольких фестивалях, начиная с Роттердамского. Лучшим режиссером признан англичанин Питер Хоуитт, поставивший фильм "Опасная парковка" и сыгравший в нем главную роль — прожигателя жизни, алкоголика и наркомана. Лучшей актрисой названа индианка Шефали Шах, сыгравшая представительницу великого семейства Ганди в фильме "Мой отец Ганди". Лучшим актером — юный Дамиан Уль, сыгравший в польской картине "Трюки" мальчика, который пытается вернуть отца в семью.
Во второй по значению программе "Азиатские ветры: Ближний Восток" Россия была представлена копродукцией с Киргизией, Францией и Германией — фильмом Нурбека Эгена "Сундук предков". Картина, уже имеющая солидную фестивальную биографию и увесистый призовой багаж (в котором, помимо выдвижения на "Оскар", призы двадцати кинофорумов мира), наконец добралась до крупнейшего фестиваля Азии. С чувством рассказанная и сыгранная мелодрама о межнациональных отношениях оказалась здесь весьма ко двору.
Фестиваль мощно поддержан кинорынком. Только после его открытия на сороковом этаже небоскреба в районе Роппонги Хиллс стало возможным оценить масштаб мероприятия. Участие Европы и тем более России здесь, естественно, не такое солидное, как на основных европейских рынках — Каннском и Берлинском — однако "русский след" и здесь был обнаружен в виде производственных и дистрибьюторских компаний.