Фотошок
На фестивале "Мода и стиль в фотографии" нас ждут кино от Голливуда до Болливуда, юные годы агента Бонда, некрофил и пакостник со стажем и чувственные изгибы топовых девиц.
В Москве стартовал фестиваль "Мода и стиль в фотографии", который по нечетным годам подменяет собой Фотобиеннале. Отдельные люди до сих пор эти мероприятия путают, но тут уж целиком их проблема. Названия, во-первых, разные. Во-вторых, Земля вокруг Солнца успевает обернуться в промежутке, а в-третьих, есть такие личности — им хоть кол на голове теши. Правда, я тоже изредка сбиваюсь, только мысленно. И когда пишу, постоянно себя перепроверяю, не влепил ли одно вместо другого. Хотя странно было бы ошибиться, поскольку ничего общего.
"Мода и стиль" — это про моду и стиль, а Фотобиеннале... Это совсем иное. Через год обсудим.
Лучше задаться вопросом, чем "Мода и стиль-2005" отличается от "Моды и стиля-2003". Ответ предельно прост: да всем отличается, чего ни коснись. Был Дэвид Лашапель в качестве анфан террибля, а теперь Эрвин Олаф. Прежде пешеходный мост "Багратион" символизировал выплеск в городскую среду, а нынче — линия ГУМа. Два года назад от стана учеников Картье-Брессона выступала Жанин Ньепс, а сегодня представительствует Марк Рибу.
Тогда героев русского авангарда олицетворял Александр Родченко — и теперь он же олицетворяет, но в совершенно другой ипостаси, заметьте.
Все течет, все изменяется...
Или вот еще. Одной из центральных сейчас провозглашена тема "Кино как стиль жизни". Помнится, в позапрошлом году метафорой реальности объявлялся цирк. Но здесь скорее сходство, чем различие, и вряд ли стоить говорить о смене парадигм. Просто у масштабных фестивалей обычно бывают проблемы со слоганами — не с тем, как их придумать, а с тем, как потом соответствовать. Опыт показывает: чем примитивнее девиз, тем меньше нареканий. Так что устроители из МДФ поступают мудро, обходясь без философских притязаний. Несколько выставочных сюжетов про цирк или кино — и вуаля, нельзя сказать, что вас обманули (припомним на контрасте, сколько иронических комментариев перепало недавней биеннале современного искусства за "Диалектику надежды", вынесенную в шапку).
Киношное подразделение "Моды и стиля" вскоре окопается в церетелиевской галерее искусств на Пречистенке: здесь преподнесут хотя и короткий, но все же спектр — от Голливуда до Болливуда.
Израильтянин Джонатан Торговник с жаром поведает об особенностях индийской синемании, горячая финская девушка Малла Хукканен посредством фотографии признается в любви к режиссеру Каурисмяки, а некая лондонская галерея соединит фотосессии на съемках первого ("Доктор Но") и пока последнего ("Умри, но сейчас") фильмов бондианы. Никогда не говори, что не бывает лицензии на успех, если дело касается секретной службы ее величества.
Однако кино в данном случае — цветочки. Давно стало понятно, что никакой праздник красоты невозможен без элемента монструозности — это все равно что новогодний утренник без Бабы-яги.
Международный шик окончательно побратался с шоком.
На нынешнем фестивале ответственным за маленький шухер назначен Джоэл Питер Уиткин — некрофил и пакостник со стажем, достойным звания "ветеран отрасли". Его взгляд на мертвецов, калек, мутантов и трансвеститов большинством арт-критиков признан высокодуховным и где-то даже исцеляющим, поэтому выставка в Доме фотографии озаглавлена "Обаяние и сострадание".
Когда читаешь о религиозных и гуманистических корнях уиткинского творчества, буквально нечем смахнуть слезу — руки заняты почесыванием затылка.
Впрочем, шок не обязателен, годится и мелкая провокация. Упомянутый уже голландец Эрвин Олаф повторил в названии своей выставки приснопамятную натовскую формулу "Shock & Awe", но в переводе получилось "Страх и трепет" — что, пожалуй, адекватнее. Какой там шок, когда из груди австро-венгерской императрицы торчит явно виртуальный кинжал, а рваная рана на руке принцессы Дианы сочится заменителем крови. Чистейший "Призрак замка Моррисвиль", если уж апеллировать к кинематографу. Собственно, Олаф на патологические лавры Уиткина и не претендует, а все больше торгует рекламоемкими образами — за ними с некоторых пор очередь из солидных брендов. В Москве будет представлено вроде бы чистое искусство, но поставь логотипы, прилепи слоганы — и, считай, готовая продукция. От одного до другого не полшага даже, а полпинка.
Всего же в рамках "Моды и стиля" предусмотрено больше 60 выставок на многих площадках города. Тут и полюбившаяся чувствительным интеллектуалам Сара Мун с очередной сказкой "Синяя борода", и очевидец ар-деко Хорст П. Хорст, берущий за душу ретроградов, и еще один — сто первый — римский папарацци Анджело Фронтони. Плюс куча других зарубежных представителей — кто из них жив, даст мастер-класс. Плюс куча наших — без мастер-классов, но с дерзостными намерениями. Черту под фестивалем подведет вручение премии "Серебряный венок" за лучшие работы. Лауреаты определятся путем народного голосования, так что если вы вдруг зайдетесь от восторга при виде каких-то экспонатов, сразу начинайте эсэмэсить коды, обозначенные на этикетках.
Чем раздражать знакомых цидульками типа "ty gde?", лучше внести вклад в формирование эстетических пристрастий общества.
Первый из фестивальных вернисажей произошел в Новом Манеже. Здесь показали всего две выставки, зато большие. Левое крыло отдано календарям "Pirelli" — это у компании такая традиция. Кто-то под Новый год ходит с друзьями в баню, а вот итальянские шинники заказывают календари с девицами. Так они поступают уже 40 лет, и поскольку фотографы крутые, девицы топовые, а календари судьбоносные, то есть на что посмотреть. Не в смысле даже одних только чувственных изгибов, хотя изгибы подходящие. Тут еще и всякие мировоззренческие дела — впрочем, знаю людей, которые под мировоззрением понимают нечто другое. Ну да ладно. Словом, классные привезены календари — зайдите полюбоваться. А по соседству разместилась экспозиция "Симулякры и псевдоподобия" от Национального фонда современного искусства (FNAC, Paris). Здешние авторы вместо глубокомысленной эротики склонны втирать иллюзии, причем с моментальным и полным их разоблачением. И Майкл Джексон у них не Майкл Джексон, и Наполеон Бонапарт какой-то ненастоящий, и стиральный порошок рекламируется не от чистого сердца (то ли дело наше "Вы еще не в белом?"). Идея понятна, однако реализация оставляет желать — стильности, что ли.