"Весь Вармердам" в Нижем Новгороде
Ретроспектива под названием "Весь Вармердам" пройдет в нижегородском кинотеатре "Орленок" 15-28 ноября.
Вармердам — культовый голландский режиссер, мастер современной европейской "черной комедии", обладатель более десятка кинонаград, в том числе Венецианского кинофестиваля и фестиваля в Сан-Себастьяне. В коллекции "Весь Вармердам" представлены шесть картин, каждая из которых стала настоящим событием в европейском кино.
Вармердама считают одним из лучших выразителей духа Голландии, ее истории и культуры в кинематографе. Будущий режиссер родился в Хаарлеме, в самом сердце Нидерландов. Он унаследовал великую традицию своих соотечественников и выбрал первой профессией живопись, графику, дизайн. Второй сферой приложения стал театр (Вармердам даже основал свою театральную компанию), третьей — кинематограф.
Уже первые фильмы режиссера обнаружили появление нового кинематографического таланта: "Абель" (1986) был награжден призом ФИПРЕССИ в Венеции, "Северяне" (1992) — тремя Призами европейского кино "Феликс" — как лучший "молодой фильм", а также за музыку и за работу художника. В этих картинах Вармердам выступает как представитель малой кинематографии, укорененной, однако, в мифологии "больших голландцев", некогда отвоевавших свою страну у вод Северного моря, а потом у испанцев.
В полной мере своеобразие Вармердама проявилось в фильме "Платье". Чрезвычайно остроумен прием: сделать главным героем не человека, а его костюм.
Следующий фильм Вардердама "Новые сказки братьев Гримм" использует немецкий архетип сказки о Ханселе и Гретель, но исследует все ту же любимую тему: отношения Севера и Юга, Голландии и Испании, мужчин и женщин, братьев и сестер, натуры и культуры. Этот постмодернистский road movie был очень тепло принят во всем мире, в том числе и в России.
Последний на сегодня фильм "Официант" продолжает радовать почитателей режиссера безукоризненным стилем и тонким юмором. С успехом показанный на 29 ММКФ в престижной программе Петра Шепотинника "8 1/2 фильмов", фильм уже вызвал живой интерес у публики и критиков.