"Завтра" пафоса не будет

На время проведения фестиваля авторского кино "Завтра" кинотеатр "35 мм" облачился "в одежды стиля хай-тек". Ярко-оранжевые принты на прозрачных пластиковых перегородках. Разноцветные огни. Диджейская установка. Круглые — опять же оранжевые — мягкие кресла. Плазменные панели с нарезкой из фильмов-участников фестиваля. Но главным шиком стали сшитые на заказ чехлы для кресел в Большом зале из серебристой, почти космической ткани.

В этом духе выдержана вся символика фестиваля. Размноженный глаз на ярко-оранжевом фоне, надрезанный, как в фильме "Андалузский пес" Луиса Бунюэля. И плакаты с "Джокондой" Леонардо да Винчи в стиле Энди Уорхола. Несмотря на противоречие заявленному направлению "фестиваль современного кино" (буквально — фильмы сегодняшнего дня) названию "Завтра", детище генерального продюсера фестиваля Рената Давлетьярова и его генерального директора Ивана Дыховичного приятно отличается вниманием к людям. За стойкой аккредитации прессы никто не толпится, хотя число аккредитованных журналистов уже превышает три сотни. Кроме российской прессы подали заявки репортеры и из Америки, и из Франции, и даже из Ирландии.

Открытие обошлось без красных дорожек, строгого дресс-кода и сорокаминутных прелюдий. Гости и участники чувствовали себя по-молодежному: в джинсах и пиджаках поверх рубашек. Так оделись как сами генеральный директор и генеральный продюсер, так и режиссеры Александр Велединский, Алексей Попогребский и Павел Чухрай. Только Станислав Говорухин, председатель жюри Йос Стеллинг и музкритик Артемий Троицкий были в костюмах. Но вот уж кто точно не беспокоился о своем внешнем виде, так это Петр Мамонов, что не помешало залу встретить его — в джинсах и скромном свитере — бешеными аплодисментами. Выделывая на сцене странные жесты, напоминающие то ли пляски шамана, то ли верхний брейк-данс, под хаотичные звуки синтезатора, он заставил весь зал вслушиваться в слова:

- Ученик пришел к учителю и спросил: "Что лучше: раствориться в бытие или раствориться в небытие?" Учитель ответил: "Не знаю".

А фразой вечера стали финальные слова, произнесенные Алексеем Аграновичем, режиссером всех последних церемоний ММКФ и "Кинотавра": "После фильма-открытия фестиваля "Интервью" Стива Бушеми начнется своеобразное афте-пати. Просим обратить отдельное внимание на то, что зоны VIP не будет". Да уж, фестиваль "Завтра" получился как московский международный наоборот — никакого надутого высокомерия и VIP-шатров с наглухо закрытыми от гостей звездами, постоянной путаницей и очередями за всем.

- Это была одна из наших целей, — рассказал во время пятнадцатиминутного (а не больше часа, как на ММКФ) перерыва между церемонией и фильмом открытия Ренат Давлетьяров. — Никакого пафоса. Мы хотели сделать фестиваль, на котором люди бы смотрели кино, а не стояли в очередях. Вот сейчас пойду к Говорухину, который будет меня бить за авангард. (Смеется.)

Американский ремейк знаменитой картины голландца Тео Ван Гога "Интервью", снятый Стивом Бушеми, не зря был выбран открывать фестиваль. Этот полуторачасовой разговор почти в реальном времени политического корреспондента (Стив Бушеми), которому поручили взять интервью у звезды кино категории "B" (Сиенна Миллер), — один из явных фаворитов фестиваля.

- Клянусь вам — у меня и в голове не было делать какую-то альтернативу ММКФ, — сказал "МК" Иван Дыховичный. — О какой конкуренции может идти речь? Они сыты, довольны, у них огромная господдержка. А у нас что? Двадцать тысяч долларов от Федерального агентства по культуре и кинематографии. Наши основные средства — спонсорские инвестиции. А меня все равно засыпают упреками, мол, я специально пригласил продюсировать фестиваль Давлетьярова. А кого еще звать? Будто у нас есть много людей, которые умеют это делать.



Сайт управляется системой uCoz