Преследование на "Молодiсти"

37 международный кинофестиваль "Молодiсть" проходил в Киеве с 20-28 октября. В основном, показы были в 3 залах кинотеатра "Киев", в кинотеатрах: "Жовтень", "Киевская Русь", "Кинопанорама", "Украина", кинокомплексе "КОМОD". Среди представленных программ — 3 конкурсных: короткометражных, полнометражных и студенческих фильмов; программа "Фестиваль Фестивалей"; ретроспективы фильмов Изабель Юппер, Мохсена Махмальбафа, Мориса Пиала; а также новое кино Франции, Украины, Италии, Финляндии, Германии, России.
Были фильмы и для киноманов, и для любителей коммерческого кино, и для претенциозных синефилов.

За 4 дня пребывания на фестивале из тринадцати полнометражных фильмов конкурсной программы удалось посмотреть лишь шесть. Кому жюри присудит главный приз предугадать трудно. Картины очень разные по стилистике, динамике, по направленности (коммерческое и фестивальное кино). В основном, это режиссерские дебюты (есть исключения, например, "Скорость, порождает забвение"/ La velocidad funda el olvido/ — третий полнометражный фильм аргентинского режиссера Марчелло Чапсеса/ Marcelo Schapces/).

Можно выделить, по меньшей мере, одну общую тему шести фильмов конкурсной программы, тему преследования.

Простые люди или — просто о людях

В латвийской "Монотонности" Элзе (Iveta Pole) уезжает из рыбацкого городка в Ригу, чтобы пройти кастинг на роль в фильме. Она довольно пассивно мечтает стать актрисой. Истинная причина ее отъезда — желание сбежать от повсеместной неизменной пресности. У нее есть работа, есть подруга, есть парень, с которым они вместе живут, есть рыба, которую они каждый день едят. В Риге живет ее рыжеволосая вульгарная кузина (Madara Melberga). Она работает в казино, живет в коммуналке, спит со случайными мужчинами, курит кальян и сигареты. Она живет обычной жизнью, которой живут в городе миллионы молодых (и не очень) женщин во всем мире.

Элзе работает в баре, потому что не проходит кастинг на роль; ее приехавший в Ригу парень не работает вовсе; а вечно-позитивный менеджер по трудоустройству так заразительно бессмысленно хохочет, что будь в рамках фестиваля приз за лучшую мужскую роль второго плана, он должен был бы достаться сыгравшему его актеру Артусу Кайминсу/ Artuss Kimins/ .

Какой-то стройной линии, сюжета, который с интересом можно пересказать — нет. Ее и быть не может, она сюда не вписывается. В обычной жизни не так много интересных правильных историй. А "Монотонность" фильм весьма реалистичный.

Режиссер Юриc Поскус/ Juris Poskus/ на пресс-конференции рассказал, что картина снималась практически без сценария. Актеры искали своих персонажей в процессе репетиций. Главным было определить, чего хочет каждый герой. Прискорбно, но большинство людей ничего не хотят или не могут сформулировать, чего они хотят.

Герои "Монотонности" идут своими неровными дорогами. Они живые, нелогичные, неуверенные, пьющие, курящие, нормальные, обычные, неназидательные, понятные. Они такие, какими бывают люди. Они живут в районах, где лужи стали озерами. Они замечают жирных голубей на подоконнике, отстукивают ритм пустой пластиковой бутылкой по голове, занимаются сексом, а через несколько дней делают вид, что не знают друг друга; решительно уезжают, чтобы бегом вернуться обратно.

У Юриса Поскуса есть вкус. Не эстетствуя и не надумывая, он нашел верные цвета, слова и действия. Неновый сюжет приезда девочки из деревни в город не кажется избитым. В конце концов, девочки будут приезжать в большие города, чтобы стать актрисами до тех пор, пока будут существовать города поменьше, деревни...

Бюджет фильма составил 200000$. Малобюджетное фильм из Латвии "Монотонность" путешествует с фестиваля на фестиваль. Первым был Международный Московский, на котором был первый приз за Лучший фильм программы "Перспективы".

Один из самых точных киноэпизодов на фестивале: перед кастингом девушки знакомятся на улице, пьют водку из горла в туалете, чтобы не так нервничать, потом красят губы и зажёвывают алкоголь жвачкой. Уже из-за одной этой сцены стоит смотреть латвийский фильм с привлекательным названием "Монотонность".

Получилось об одиночестве и о любви

Леон, герой фильма "Что я знаю о Лоле"/ Lo que se de Lola/ испанца Хавьера Ребольо/ Javier Rebollo/, живет в скромной квартирке в Париже с парализованной матерью. Он носит ее в туалет, моет, кормит. Она рассказывает ему сплетни про соседей. Стены очень тонкие, и она слышит, что происходит в соседних квартирах. Леон признается, что ничего не умеет. Он редко говорит. Закадровый голос передает нам его мысли.

Перед сном он смотрит рекламу, или своеобразный телемагазин: неловко раздевающиеся женщины предлагают интимные услуги. Такое сомнительное домашнее видео с указанием номера телефона.

Мать Леона умирает, он разбивает колбу с прахом и медленно осторожно подметает его с пола кухни.

У Леона новая соседка Лола (Лола Дуэньяс). Она приехала их Испании. Она веселая и разговорчивая. Она пьет, курит, ищет работу, ищет мужчину. Ей не очень везет. Леон следует за ней в ее родной испанский город с пустыми улицами. Наблюдая, он узнает о Лоле всё.

После возвращения с Лолой происходит несчастный случай, она впадает в кому. Леон называется ее мужем и исполняет эту роль вплоть до ее выздоровления. Она так и не узнает, кто преследовал ее беспрестанно, кто ее самый близкий человек.

Герои картины: холодный молчаливый спокойный странный француз Леон, смысл жизни которого в заботе о других, и горячая-неумная-несмелая-пылкая-потерянная-громкая- распыляющая себя испанка Лола, смысл жизни которой в борьбе с одиночеством.

В фильме доминирует голубой цвет. В нем даже воздух голубой и пустой. Надо сказать, 12 лет работы над картиной не прошли даром. Получилась история о любви и об одиночестве. О разной любви и о разных подходах к собственному одиночеству. Звучит смешно, каждый первый фильм о любви, каждый второй — об одиночестве. Но из них процент действительно получившихся слишком мал, чтобы за это не быть благодарными.

Участие Лолы Дуэньас /Lola Duenas/ и некоторые эпизоды фильма напоминают об Альмодоваре. Ассоциации с "Поговори с ней" и "Возвращением" неизбежны, несмотря на то, что на пресс-конференции Хавьер Ребольо с раздражением заявил, что ничего общего у них нет, что кино Педро — действие, а "Что я знаю о Лоле" — вслушивание и размышление.

В Венгрии пенсионерам тоже нелегко

Венгерское мелодраматичное роуд-муви "Конец"/ Konyec/режиссера Габора Рохони /Gabor Rohonyi/— история о пенсионерах, нашедших способ борьбы с нищенским существованием. Сильно постаревшие, лишенные страсти и жестокости "Бонни и Клайд" грабят банки и магазины, чем очень радуют общественность и беспокоят полицию.

Социальной проблематики в довольно скудном обличии оказалось достаточно для бурной реакции зрительного зала.





Аргентинская загадка

Аргентинская философская драма "Скорость порождает забвение"/ La velocidad funda el olvida/ оказалась довольно трудным испытанием.

24-летний Ольмо /Nicolas Mateo/ живет с отцом, который на абсолютно все вещи навешивает ярлыки с указанием их назначения, времени и даты. Их квартира стала захламленным музеем, в котором все имеет свое место. Это важно для создания специфической ауры, которая должна повлиять на судьбу семьи.

Ольмо мечтает разыскать мать, которая когда-то давно ушла, бросив ему в детский манеж локон волос и разбив зеркало.

Позже отец Ольмо умирает от инфаркта, а сын с новой знакомой отправляется на поиски матери.

Операторская работа Анхеля Луиса Фернандеса /Angel Luis Fernandes/ как и работа художника Родольфо Пальере /Rodolfo Pagliere/ — очевидные плюсы картины, которых для понимания и принятия ее оказалось недостаточно. Фильм слишком перегружен символами, знаковыми образами. Такое ощущение, что автор попытался впихнуть в него максимум личных воспоминаний или видений. Получилось загадочно и как-то бессмысленно оригинально. Или слишком МНОГОсмысленно нелегко.

Молодежь ведь, она ж лучше!

Номинанту из России — "Жестокости" режиссера Марины Любаковой можно смело предсказать успешную прокатную судьбу.

Тинэйджер Вика в бинокль наблюдает за событиями, происходящими в окнах домов. Так она узнаёт о Зое и её связи с женатым соседом. У Вики созревает план, цель которого выяснится лишь в конце фильма. А пока она "помогает" Зое отомстить бывшему любовнику за неуважение. Героини отправляются в путешествие, последовательно разрушающее мир одной из них.

Рената Литвинова прекрасна в роли юриста Зои, которую бросают все мужчины, и счастье как-то обделяет вниманием. Зоя очень похожа на всех героинь Литвиновой: она смешная, наивная, нелепая, красивая, доверчивая, добрая и очень трогательная.

Достойно в дуэте с Ренатой сыграла выпускница МХАТа Анна Бегунова. Ее Вика жестокая, колючая, обаятельная, с яростью и блеском в глазах 14-летняя пацанка, безжалостно крушащая все на своем пути. Анна была одной из самых ярких студенток на курсе. Судя по ее работам в театре у нее широкий диапазон ролей. Радостно узнать, что в кино ее обаяние и индивидуальность не потерялись.

В картине есть все, чтобы нравиться зрителям, и далее не последует никаких "но". Хотя, конечно грустно и не хочется мириться с тем, что интересы нового поколения вовсе не обременены духовностью и моралью. Молодежь ведь, она ж лучше!

Удовольствие в чистом виде

"Состав" /Wholetrain/ — дебют немецкого режиссера Флориана Гаага/ Florian Gaag/. Эту стремительную драму о граффити называют в числе главных претендентов на победу.

Команда уличных художников рисует граффити. Насущными проблемами они особо не обременены, за исключением тех, что связаны с творчеством. Красивый Элиас подрабатывает у отца в закусочной; невероятно обаятельный Тино ждет письма от отца и изредка вынужден сам оставаться с малолетним сыном; у грозного Дэвида проблемы с полицией; а Акиму трудно добиться уважения своих уличных "братьев", т.к. он из благополучной семьи, а это совсем не в тему .

Мальчики курят план, выпивают (не усугубляя), рисуют красивые яркие картинки и все время бегают: друг за другом, от полиции, за участниками команды-соперницы. Надо еще отметить, что они очень эмоциональны и постоянно кричат. Их цель — разрисовать поезд круче, чем это сделает другая команда. А в конце Флориан Гааг, который по совместительству автор сценария, убивает самого чудесного из своих героев. И становится грустно.

"Состав" с успехом прошел бы и в России. Он смотрится на одном дыхании. Нью-Йоркская киношкола сказывается на стиле режиссера: качество отменное, история увлекательная, герои энергичные, характеры разнообразные, сути не много, но достаточно, чтобы поверить в смысл происходящего на экране. Удовольствие в чистом виде.

Преследование — общая тема шести полнометражных фильмов конкурсной программы 37 Международного кинофестиваля "Молодiсть". Актуальная тема и пугающая. Тревогой от нее веет.

"Монотонность", "Состав" и "Что я знаю о Лоле" было бы очень приятно увидеть в российском прокате.

Итоги 37 "Молодiсти" станут известны совсем скоро.

Марианна Ибрагимова



Сайт управляется системой uCoz