80 лет первому историко-документальному фильму!
Повод вспомнить о создателях этого жанра. В 20-30-е годы ХХ века лидерами его были в СССР Дзига Вертов и Эсфирь Шуб. Они начали работать во времена, когда документальные съемки не рассматривались как искусство.
За работу режиссера документального кино ей отказывались выписывать гонорар и указывать в титрах имя: ведь она делала не творческую, а техническую работу, — монтировала кадры.
Эсфирь Шуб впервые в мире начала использовать в художественных фильмах хроникальные кадры. Теперь документально-историческая кинохроника так привычна, что зрителю и в голову не приходит: в начале ХХ века сочетание хроники и игрового кино стало революционной находкой!
80 лет назад она сняла первый в мире документальный исторический фильм. Стала основателем кинематографической исторической публицистики, открыв информационные и творческие возможности документальных кадров.
Эсфирь Ильинична Шуб (16.03.1894 — 21.09.1959) родилась на Черниговщине. Училась в Москве, изучала русскую литературу. Ее образование не позволяло найти работу в 1918 году, и девушка была рада месту секретарши в Театральном отделе Наркомпроса (ТЕО). А в 1922 она предложила перевести ее на совершенно непрестижную и незаметную должность заведующей перемонтажом и редактором надписей фильмов в фотокиноотделе.
Несколько лет (иногда в компании своего друга Сергея Эйзенштейна) она перемонтировала старые киноленты. Кино снимали мало, а зритель требовал зрелищ. "Настригая" иностранные ленты, она создавала новые сюжеты. Например, отыскав ролики с Чарли Чаплином (еще мало известным в СССР), смонтировала пародию на оперу "Кармен", сама придумала подписи. Успех ленты был ошеломляющий! Всего Э.Шуб создала более двухсот так называемых "перемонтажных лент".
В 20-е годы в статье "Неигровая фильма" Э. Шуб писала: "Нам не нужны ателье, не нужны актеры, нам не нужны декораторы и бутафорские мастерские, не нужны сценарии. Нас ничему не учит художественная литература, цветовые и композиционные приемы живописных мастеров".
Но постепенно от левацких позиций в искусстве она отошла и признала необходимость сценариев и драматургии при создании документальных фильмов. Она уже не монтирует старые ленты, а работает с пленкой, на которую отсняты дубли. Она учится в мастерской признанного уже мастера Кулешова. С.Эйзенштейн предлагает ей работать над режиссерским сценарием его первого фильма "Стачка".
В 1927 году Эсфирь Шуб представила фильм "Падение династии Романовых". Практически весь царский архив вывезли из страны, но оставались еще 60 тысяч метров пленки, требующей тщательной реставрации. Эсфирь Шуб отобрала полторы тысячи, из которых и смонтировала фильм.
Впервые в мире появилось кино, составленное только из документальных кадров. Фильм имел огромный успех и за пределами страны. Идея Шуб оказалась плодотворной. Она признана основоположником монтажного кино, успешно развивающегося с тех пор.
Вскоре режиссер сняла фильмы "Россия Николая П и Лев Толстой" и " Великий путь", которые вместе с "Падением династии Романовых" составили историческую трилогию жизни России с 1897 года по 1927 год. Кроме 150 метров досъемок по последней картине вся трилогия смонтирована из найденного материала.
"Монтировать документальные фильмы надо просто и смыслово ясно. Зритель должен успеть не только хорошо увидеть людей и события, но и запомнить их. Пусть помнят любители дешевых эффектов монтажа, что монтировать просто и смыслово ясно совсем не легко, а очень трудно. Все должно быть сделано с художественной убедительностью. Документальный фильм должен прежде всего волновать зрителя, и монтаж — одно из важнейших средств, помогающих это осуществить," — объясняла Э.Шуб.
Любой обладатель цифровой камеры получит сегодня профессиональную картинку и звук. Но в 1932 году Эсфирь Шуб сняла первый звуковой документальный фильм с использованием эффекта "прямого кино"(фильм "К.Ш.Э.") "Я снимала не только синхронные кадры, но и просто звуковые документальные шумы, звуки машин на заводах, шум строек, воды, толпы, эхо, пение птиц, звуки патефона, сливающиеся с шумом воды во время купания американских специалистов на берегу Днепра и многое другое. Когда фильм был готов, я эти звуки и синхронную запись смонтировала вместе с изобразительным материалом". Многие открытия тех лет сегодня — общее место, но стоит помнить, что все однажды случилось впервые.
Киновед М. Михайлов считает, что в фильме Эсфири Шуб "Москва строит метро" (1934г.) впервые в качестве персонажа появляется Вася Пупкин: личность ныне сверхпопулярная, фолклорная. Маленький человек с необеспеченными амбициями. Комичный, но опасный. Она угадала характер, получивший развитие спустя несколько десятилетий.
В 1939 г. на основе кадров, снятых во время гражданской войны в Испании (1935-37) операторами Р. Карменом и Б. Макасеевым, Шуб создала фильм "Испания".
"Волшебницей монтажного стола" назвал Э. Шуб режиссер Сергей Юткевич. Она вписала свое имя в историю мирового кино.
Талантливый и, вероятно, искренний пропагандист советского образа жизни, она не могла предполагать что в 90-е годы появится фильм о закате ее советской империи "Прощай СССР". Культовая фигура отечественного кинематографа и телевидения Александр Роднянский — дальний родственник создателя документального кино Эсфирь Шуб.
Окончилась эпоха. Но фильмы и открытия зачинателей нового вида искусства стали частью нашей культуры. Жаль, что нелегко увидеть эти фильмы. Документальное кино все более популярное в Европе и Америке едва ли не забыто у нас. Возможно, грядут перемены?конецформыначалоформы
Фильмография:
"Падение династии Романовых" (1927), "Великий путь" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), "Сегодня" (1930), "Комсомол — шеф электрификации" (1932), "Испания" (1939), "Москва строит метро" (1934), "Страна Советов" (1937), "20 лет советского кино" (1940), "Фашизм будет разбит" (1940), "Страна родная" (1942), "Суд в Смоленске" (1946), "По ту сторону Аракса" (1947). Работала на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) в Москве. В 1959 году вышла книга воспоминаний Э.Шуб "Крупным планом".