Незнакомцы в поезде
Когда три ведущих мировых режиссера артхаусных фильмов — ни один из них не говорит на языке другого — решили снять вместе фильм, эта идея вполне могла свестись к одному большому столкновению самолюбий. Мелани Родье сообщает из Италии, где снимался фильм, мировая премьера которого состоялась в Берлине во внеконкурсной программе.
Когда Аббас Кьяростами, Эрманно Ольми и Кен Лоуч впервые встретились осенью 2003 года, чтобы обсудить проект "Билеты" /Tickets/ (2005) — их совместный фильм, которые показывается в Берлине вне конкурса, атмосфера была довольно напряженной. "Это было похоже на вестерн, — говорит Карло Кресто-Дина, итальянский сопродюсер фильма. — Кто выстрелит первым?"
Хотя три режиссера не было до этого знакомы, они давно восхищались творчеством друг друга, и напряжение быстро исчезло: они приступили к "мозговой атаке", и работа над проектом началась.
Идея совместного проекта принадлежала Кьяростами, который считал, что Лоуч и Ольми разделяют его подход к кино и социальную ангажированность. В 2003 году в Канне Кьяростами познакомился с Кресто-Дина через их общего друга Бабака Карими — монтажера, родом из Ирана, который живет в Риме и выступает в качестве правой руки Кьяростами, когда этот режиссер приезжает в Италию. Кьяростами сказал Кресто-Дине, что хочет сделать трилогию документальных фильмов вместе с Лоучем и Ольми. Продюсер связался с этими режиссерами, которые сразу же согласились работать над совместным проектом. "Они знали, что у них общий подход — интерес к социальной проблематике присущ всем трем режиссерам", — говорит Кресто-Дина.
Но Лоуч, Ольми и Кьяростами, имевшие опыт работы в документалистике, предпочли все же снять игровую картину. Они вместе напишут сценарий, и каждый из них поставит часть одного и того же фильма. Они решили, что его действие будет происходить в поезде, где три разных героя — каждый со своими собственными проблемами, заботами и надеждами — встречаются впервые.
Кресто-Дина пригласил ведущего итальянского продюсера Доменико Прокаччи присоединиться к проекту в качестве продюсера, и бюджет будущего фильма был установлен в размере 4,3 миллиона долларов (3,5 миллиона евро).
Карими принял участие в проекте как продюсер Кьяростами. К нему присоединились Ребекка О’Брайен — постоянный продюсер Кена Лоуча из лондонской кинокомпании "Sixteen Films". Принадлежащая медиагруппе "Fininvest" производственная и прокатная компания "Medusa", частично финансировавшая для Прокаччи фильмы "Дыхание" и "Последний поцелуй", согласилась финансировать "Билеты". Вскоре после Канна к проекту присоединился и Киносовет Великобритании, всегда готовый работать с Лоучем.
Fandango и Medusa финансировали проект на 70%, остальные 30% предоставили "Sixteen Films" и Киносовет Великобритании. Продажу международных прав взяла на себя лондонская компания "The Works". На данный момент приобретены права проката в Греции и на Кипре, на обеих территориях его будут осуществлять компания "Prooptiki".
У Прокаччи был опыт работы над подобными проектами — он был продюсером фильма "Эрос", состоящего из трех новелл, поставленных Стивеном Содербергом, Вонгом Кар-ваем и Микеланджело Антониони (его премьера состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале). Он говорит: "Эрос" был полезным образцом фильма, состоящего из новелл, без какого-либо сотрудничества между поставившими его режиссерами. Но это фильм должен был быть совершенно иным".
Для написания сценария Лоуч, Кьяростами и Ольми восемь раз встречались в Риме — по два дня каждый раз. Дополнительную сложность создавало то, что не было языка, на котором они могли бы общаться. "Эрманно не говорит по-английски, — рассказывает Кресто-Дина. — Когда речь идет о кино, Аббас говорит только на фарси". Но с помощью Карими, который стал итало-англо-фарси переводчиком, они вскоре преодолели языковый барьер.
Хотя режиссеры в работе над фильмом были настроены на сотрудничество — у них был общий сценарий, персонажи, художники по костюмам и некоторые актеры, — Леонардо Ди Костанцо, снимавший документальный фильм о "Билетах" для Fandango, вспоминает о "деликатном поигрывании мускулами". "Ни один из них не говорил прямо, что не согласен с чьей-то идеей, все это напоминало игру в шахматы, — рассказывает он. — В чем-то они уступали, а потом в чем-то настаивали на своем. Но у них действительно было джентльменское соглашение. Они не хотели наступать друг другу на ноги".
Подбор актеров занял два месяца, и Лоуч отправился в горы неподалеку от столицы Албании Тираны, чтобы выбрать исполнителей ролей семьи эмигрантов, которая появляется в эпизодах, снятых каждым из режиссеров. Кроме того, Лоуч пригласил Мартина Компстона, Уильяма Руэйна и Гари Мейтленда, которые играли у него в фильме "Милые шестнадцать лет". Среди приглашенных Аббасом Кьяростами был итальянский актер Филиппо Трояно, который учился него в прошлом году на семинаре в Турине. А Ольми пригласил Валерию Бруни-Тедески и театрального актера Карло Делле Пьяне, который играет ученого.
Весь фильм снимался на железнодорожной ветке, соединяющей Рим и тосканский город Кьюзи. Этот выбор был продиктован близостью к Риму и красотой тосканского пейзажа. Каждый из режиссеров работал с собственным оператором: Лоуч — с Крисом Менгесом, Кьяростами — с Махмудом Калари, а Ольми — со своим сыном Фабио.
Продолжавшиеся два месяца съемки начал Ольми 7 июня в Милане — городской железнодорожный вокзал изображал некий вокзал где-то в Восточной Европе. Кьяростами поставил вторую часть, а Лоуч — заключительный сегмент, завершающийся прибытием поезда на главный вокзал Рима "Термини".
В конце июня прошлого года режиссеры, настоявшие на том, что проведут вместе по крайней мере один день съемок, встретились в Кьюзи, чтобы снять сцены, в которых дирижерская палочка переходила из рук в руки. В этот день и Ольми, и Кьяростами работали с оператором иранского режиссера.
Режиссеры, каждый из которых самостоятельно смонтировал свою часть, с нетерпением ждут минуты, когда увидят, что же у них в итоге получилось. "Мы похожи на трех беременных мамаш, — говорит Кьяростами. — Мы не знаем, каким окажется наш ребенок". Тем не менее, он добавляет: "Когда он родится, мы будем оправдывать все его ошибки".
Все трое в восторге от этого эксперимента. Лоуч говорит: "Мы все работаем немного по-разному. Создание фильма — процесс индивидуальный. У меня выработался довольно строгий и ограниченный четкими рамками подход к работе. Но совместный проект с Эрманно и Аббасом заставил меня пересмотреть свой метод".