Открытие Римского кинофестиваля
Само его создание — очередной акт многовекового соперничества между степенным Римом и заносчивой Венецией, вечно отстаивающей свою "отдельность" от прочей Италии. Самый молодой фестиваль мира надеется отнять пальму первенства у самого старого, легендарная римская Волчица, вскормившая Рема и Ромула, ощерилась на одряхлевшего венецианского Льва. Законы джунглей, сплошной Киплинг.
"Зачем нужен фестиваль в Риме?" — задается вопросом президент римского Кинофонда Гоффредо Беттини. И ясно отвечает: "Наш город всегда будоражил воображение кинематографистов всего мира. Десятилетиями он был главным центром киноиндустрии. Он располагает такими огромными зрелищными структурами, как "Аудиториум Ренцо Пиан". Наконец, здесь сосредоточены главные институции и частные компании, заинтересованные в развитии культуры".
Римский фестиваль с первых шагов заявил о своей принципиально новой ориентации. Старейшие мировые киносмотры в Венеции и Канне, когда-то стартовавшие в качестве туристского аттракциона, давно стали площадками для выгула профессионалов — продюсеров и режиссеров, приехавших раскрутить свои новинки, прокатчиков, пополняющих там свои запасы, журналистов, обеспечивающий нужный уровень общественного интереса. Публики как таковой на этих фестивалях давно нет. Рим же не только распахнул двери многочисленных кинозалов для горожан и туристов, но и предложил принципиально иную систему критериев, поручив распределять свои призы зрительскому жюри. Этот жест, демонстрирующий возвращение кинематографа к его главному заказчику и потребителю — зрительским массам, — кажется столь важным, что сам Фрэнсис Форд Коппола, отказав многим крупнейшим фестивалям, свою новую работу "Юность без юности" решил отдать Риму. При этом мэтр весьма ядовито высказался в адрес эстетствующих "старых" фестивалей и энергично приветствовал обращение Рима к нормальному зрителю. Мировая премьера его картины состоится в главном фестивальном зале "Санта Чечилия" вечером 20 октября.
Россия совместно с Казахстаном и Германией представлены в конкурсной программе исторической сагой Сергея Бодрова-старшего о Чингисхане "Монгол" — его покажут 22 октября.
Оргкомитет нового фестиваля возглавил мэр Рима Вальтер Велтрони. Оба патрона РомФилмФеста обещают дальнейшее расширение территории праздника. Хотя он и в прошлом году раскинулся на весь Вечный город, крутил свое кино в его крупнейших кинотеатрах, на кораблях у берегов Тибра и в павильонах студии "Чинечитта", выгодно отличаясь в этом смысле от Венецианской Мостры с ее полотняными шатрами вместо кинозалов и устаревшими технологиями. Бюджет киносмотра составляет 15 миллионов евро.
Фестиваль открылся фильмом французского режиссера Алена Корно "Второе дыхание" с Даниэлем Отоем и Моникой Белуччи в главных ролях. Сюжет картины более чем стандартен и вызывает в памяти множество американских гангстерских хитов всех времен. Из тюрьмы бежит приговоренный к пожизненному заключению знаменитый гангстер Гу. Выбравшись на свободу, он хочет завязать с криминалом и смыться из родной страны восвояси, но прежде ему нужно раздобыть денег на новую жизнь, и он совершает свое самое дерзкое преступление. Самое изумительное, что этот тип, которому режиссер явно сочувствует, хочет еще и обелить свое светлое имя от грязного обвинения в стукачестве. В чем ему в течение всего крайне длинного (156 минут!) и тягомотного фильма помогает свято в него верящая любимая девушка Мануш — кассирша из ночного стриптиз-клуба.
Этот фильм Корно — уже второе обращение к сюжету Хосе Джованни, сценариста таких классических лент, как "Двое в городе" с Жаном Габеном и "Искатели приключений" с Аленом Делоном. Участник французского Сопротивления, Джованни после войны связался с преступным миром и даже был приговорен французским судом к смерти, но его помиловали, и после освобождения он плотно занялся литературой. Его герои — почти всегда преступники, и они всегда оказывались выше всех прочих. По-человечески значительнее, крупнее, умнее, мужественнее. Он даже не романтизирует преступление, а просто выводит свои сюжеты из какой-либо системы нравственных координат. Не случайно в наглухо закрытый для иностранного кино советский прокат его картины всегда проникали без проблем — мутная идеология и сомнительные подвиги его героев в СССР воспринимались как естественный протест здорового человека против засилья буржуазности.
Впервые его роман "Второе дыхание" был воплощен в 1966 году Жан-Пьером Мельвиллем, роль Гу играл Лино Вентура. Джованни фильмом был, говорят, недоволен: Мельвилль по многим позициям привел сюжет в соответствие с общечеловеческой моралью. Корно же в нем заинтересовал, судя по всему, психологический стресс, который неизбежно сопутствует человеку, давно отрезанному от внешнего мира. Герой слишком долго сидел в тюрьме — и теперь он на земле как инопланетянин. Таким инопланетянином — живым анахронизмом — кажется и сам этот фильм, не только архаичный по стилю, но и слишком небрезгливый для современного, перекормленного криминалом мира. Заметно постаревший Даниэль Отой в главной роли не обеспечивает необходимой "крупности" характера, а старательная стилизация фильма под 60-е годы и наивная эстетизация картинки уподобляют ленту средней руки телесериалу.
Начало 2-го Римского фестиваля таким образом можно признать курьезным: в матче с Венецианской Мострой первый же гол он забил в собственные ворота. Счет — 0:1!