"Ласточки прилетели" на кинофестивале в Варшаве
12 октября в Варшаве открылся 23-й Международный кинофестиваль, в конкурсной программе которого, в номинации "Новые фильмы новых режиссеров" /New Films New Directors International Competition/, представлен фильм российского режиссера Аслана Галазова "Ласточки прилетели".
История драмы человека, живущего двойной жизнью и скрупулезно фиксирующего этапы своего грехопадения, отчаянно ищущего путь к нравственному очищению и обретению своего подлинного "я", органично вписывается в формат фестиваля, традиционно поддерживающего яркие и талантливые работы молодых кинематографистов. "Ласточки" уже имеют богатую фестивальную историю: в начале года фильм стал обладателем Гран-при "Золотая тайга" 5-го МКФ кинематографических дебютов "Дух огня" (Ханты-Мансийск, 2007), участвовал в программе "Эйфория" фестиваля "Кинотавр" (Сочи, 2007), был представлен в конкурсной программе дебютов Монреальского МКФ (Канада, 2007), был участником "Дней российского кино" в Берлине.
Съемки картины проходили в родном городе авторов — Владикавказе. В ней заняты актеры Владикавказских театров и студенты актерских школ, а также непрофессиональные актеры. Исполнитель главной роли (Пик) — человек, ранее никогда в кино не снимавшийся и не имевший к нему никакого отношения. В обычной жизни он (как и его персонаж) — профессор-филолог, преподаватель университета, кандидат наук. Отсутствие "звезд" с самого начала являлось частью творческого замысла.
Аслан Галазов: "Мы живем в эпоху декаданса. Считается, что стиль нашего века — пост-модерн, но мы сами не заметили, как пережили его. И то, что было интересно как "цитаты" теперь стало просто повтором. Что делать художнику в этой ситуации? Обратиться к простой жизни. К простым людям. Подавляющее большинство современных российских фильмов, в том числе, кассовых, не может похвастаться искренней, сильной актерской игрой. В гонке шоу-бизнеса даже у хороших актеров не хватает времени и сил на проработку, осознание образов. А мне хотелось снимать кино не торопясь, вдумчиво..."
Хотя "Ласточки" рассказывают о наркомании, на экране зритель не увидит того, что обычно ассоциируется с этой темой и что мы привыкли видеть как в фильмах на сходную тематику, так и в роликах, призывающих молодежь не употреблять наркотики: шприцы, кровь и тому подобное. "Ласточки" как бы оставляют эти подробности за гранью художественного. По словам режиссера картины, это тоже была принципиальная позиция.
АВТОРЫ О ФИЛЬМЕ:
Аслан Галазов (режиссер, продюсер): ""Ласточки" — это не фильм о наркомании. Такое лобовое прочтение низводит картину до уровня сентиментального уличного романса о несчастной жизни наркомана. Но нашей целью было вызвать у зрителя не дешевое сочувствие к страданиям наркомана. Если герой вызывает симпатию у зрителя, то именно потому, что он не пассивная жертва обстоятельств, а герой, который борется. "Ласточки" рассказывают о человеке, который изобличает двуличие в себе и пытается от него избавиться. Другими словами, пытается изгнать из своей жизни ложь, опутавшую его.
Наркоман — это образ современного человека, образ потребителя, доведенный до логического и абсурдного совершенства. Ведь наркоман — это идеальный потребитель. Все его существование постепенно подчиняется потреблению, и происходит перерождение человека, личности в тупой механический автомат потребления. Но разве не то же самое происходит с обычным потребителем товаров, услуг, развлечений, зависимость которого от потребления постоянно растет, подогреваемая рекламой?
Так что герой "Ласточек" — вполне современный герой. Хотя и старомодный. Его старомодность проявляется не только в одежде, но и в наличии совести, которая и становится основанием его нравственного, прежде всего, спасения".
Ирлан Хугаев (исполнитель главной роли, автор сценария): "Никогда не мечтал о "важнейшем из искусств", тем более что таковым для меня была и остается литература, если здесь вообще уместна иерархия. До сих пор, и после выхода "Ласточек" на экраны, считаю себя не кем иным, как "преподом". И вряд ли меня бы увидели в кино, если бы его не снимал Аслан Галазов. Когда Аслан, мой друг и талантливый человек, пришел с предложением сделать фильм, я поначалу его не понял, ведь никакого опыта работы в этой сфере у меня не было. Но он заставил меня поверить, что все получится. Актером, безусловно, я не стал, хотя многие продолжают поздравлять меня с началом профессиональной актерской деятельности. Нет, это, скорее, обретение совершенно нового жизненного и творческого опыта, открытие иных, прежде неизвестных граней жизни, искусства и самого себя.
Что касается моего "подозрительно хорошего" знания темы, поднятой в "Ласточках", то ничего удивительного нет. Такова уж ситуация, что достаточно жить в нашем городе, чтобы знать внутреннюю жизнь его "дна" — благодаря соседям ли, родственникам или еще кому-нибудь, попавшему в сети этого социального зла. Да, фильм покаянный, но это не личное покаяние, а покаяние от лица целого поколения, трудного и фактически больного, для которого наркотики — это тяжелая драма, болезнь поколения бесцельно и внезапно ушедших. Мы посвятили фильм родному городу, потерявшему и продолжающему терять.
По-моему, главное достоинство "Ласточек" — честность, хотя она — условие всякого искусства. Честность здесь — это, скорее, "настоящесть", стилистическая простота, лаконичность и отсутствие спекуляций, и определяется она тем, какое впечатление оставил фильм после себя. Нет ли ощущения, что режиссер, оператор, актеры солгали? Чуткий, проницательный зритель сразу же определит — хороший или плохой человек здесь работал, по-настоящему ли. И соответственно — хорошее это или плохое произведение, искусство это или коммерция".
ПЕРСОНАЛИИ
Аслан Галазов (продюсер, режиссер, автор сценария) — Родился в Северной Осетии в 1967 году. Пять лет изучал литературу и лингвистику в Североосетинском государственном университете во Владикавказе, затем в течение года в Московском государственном университете. В течение двух лет учился в американском Университете в Вашингтоне, округ Колумбия. Там же прошел курс теории кино в итальянском и французском кинематографе. После окончания Университета поступил во Всероссийский государственный институт Кинематографии (ВГИК).
Фильмография: "Ласточки прилетели" (Гран-при "Золотая тайга" 5-го международного кинофестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" (Ханты-Мансийск, 2007)); "Пятнадцать лет" (короткометражный фильм, участник конкурсной программы Роттердамского Международного фестиваля 2005 года); "Восхождение", (короткометражный фильм, участник фестиваля Lalternative (Барселона, 2004)); несколько документальных фильмов.
Ирлан Хугаев (актер, соавтор сценария) — кандидат филологических наук, преподаватель, доцент СОГУ.
Чалаев Ширвани Рамазанович (композитор) — Народный артист Дагестана, Народный артист Российской Федерации, автор гимна (партитуры) Республики Дагестан, член Союза композиторов РФ, Лауреат Гос. премии РФ 1997 года в области музыкального и хореографического искусства (1998, за Концерт N6 для скрипки, струнного оркестра и флейты, и хоровую поэму "Посвящение" на стихи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова), лауреат многих республиканских, всесоюзных и международных конкурсов.
Кинокомпания "Нарти мувиз" создана в Москве в 2005 году с целью развития кинематографии Северного Кавказа и возрождения профессиональных связей между столичными и региональными кинематографистами. Основной вид деятельности кинокомпании — производство игровых и документальных кино- и видеофильмов. Компания нацелена на развитие и производство как "авторского", так и жанрового кино. Творческие устремления компании направлены на создание и продвижение ярких в художественном отношении, самобытных, новаторских кинокартин, которые, вместе с тем, обращены к широкой зрительской аудитории.