Альтернатива Болливуду!
В Индии начинает развиваться альтернативное кино, сильно отличающееся от гламурных музыкальных фильмов Болливуда.
Так, в одной из таких лент — Chak De India /"Вперед, Индия!"/ — актер Шах Рух Хан, знаменитый "герой-любовник" современного индийского кино, создал образ игрока в хоккей на траве. По сюжету cначала спортсмен проштрафился, а затем загладил вину, став тренером женской сборной Индии в этом виде спорта и приведя ее к победе на чемпионате мира. В этой картине Хану не удается продемонстрировать свое владение модными танцами. Собственно, в фильме вообще нет ни песен, ни танцев, пишет.
Однако даже спустя два месяца после выхода в прокат фильм собирал полные залы, а фраза "Chak De India" (означающая на пенджабском языке "Вперед, Индия!") стала модным "крылатым выражением" по всей стране. "В этом фильме все иначе, — отмечает известный кинокритик Винаяк Чакраворти, — и сценарий, и режиссерская работа, и монтаж — все отклоняется от расхожих формул. В результате получился хороший фильм — именно такое кино, которое все больше хотят видеть зрители".
Хотя на индийских киноэкранах продолжают доминировать крупнобюджетные болливудские картины, менее масштабное кино начинает пробивать себе дорогу. Благодаря тому, что вкусы зрителей развиваются, а различные источники финансирования становятся более доступными, эти картины все чаще становятся успешными.
Согласно статистике, фильм Chak De India имел большой успех в крупных городах и среди тех, кого Чакраворти называет "аудиторией мультиплексов" — людей, которые более образованны, имеют больше денег на расходы и шире знакомы с мировым кино. "Кинематографисты снимают больше фильмов для этой целевой группы, так как ее численность растет благодаря росту доходов и образовательного уровня", — отмечает Чакраворти.
Индийские кино не заканчивается на Болливуде
Впрочем, индийское кино никогда не исчерпывалось только Болливудом, как принято называть индустрию создания фильмов на хинди. Настоящие болливудские фильмы составляют лишь пятую часть из примерно 1000 картин, производимых в Индии ежегодно.
На юге страны существуют колоссальные киноиндустрии, производящие фильмы на местных языках: тамильском, телугу, малаяламе, а в Центральной Индии — индустрия на языке бходжпури. Кроме того, в Индии есть долгая традиция создания первоклассного авторского кино — от работ легендарного Сатьяджита Рея до таких современных мастеров, как Говинд Нихалани и Шьям Бенегал.
Чакраворти отмечает, что новый киностиль адресован зрителю, который знаком с артхаусным кино, но в то же самое время с удовольствием смотрит болливудское. Бюджеты обычно невелики, роли поручаются хорошим актерам, но необязательно звездам, а зрители — избранный круг. "Опробуются новые жанры: нуар, комедия, фильм о спорте, — поясняет кинокритик Раджив Масанд с телеканала CNN-IBN. — Кинематографисты наконец-то осознали: хватит считать аудиторию каким-то единым желудком, который нужно накормить, — они поняли, что у разных желудков вкусы разные. Есть место для блюд всех возможных кулинарных традиций".
Именно к этому стремились авторы нескольких недавних фильмов: Rang De Basanti /"Покрой меня желтым"/ — это реалистичный портрет недовольных сложившейся ситуацией молодых людей из Дели, Omkara /"Омкара"/- экранизация "Отелло", а Khosla ka Ghosla /"Гнездышко Кхослы"/ — реалистическая история о столкновении одной семьи из Дели с беспринципными агентами по торговле недвижимостью.
Ключевую роль в этих переменах сыграл взлет талантливых новых кинематографистов — например, Джайдипа Саини, который написал сценарий Chak De India, и режиссера картины Khosla Ka Ghosla Дибакара Банерджи. Параллельно уже сложившиеся звезды более охотно пробуют себя в ролях иного типа — как Хан в Chak De India.
Продюсеры с большей готовностью рискуют деньгами, делая ставки на новаторские сценарии. Одна из причин этого — интересная перемена в способах финансирования индийских кинокартин. Традиционно значительная часть финансирования болливудских фильмов поступала от мумбайских преступников — так они отмывали свои полученные нечестным путем доходы. Эти инвесторы и настаивали на проверенных рецептах, надеясь гарантировать себе прибыль.
Но благодаря либерализации экономики продюсеры ныне имеют законные способы добывать деньги на картины: крупные студии типа UTV и Adlabs недавно раздобыли деньги, разместив свои акции на фондовой бирже, а некоторые продюсеры даже крепят связи с голливудскими студиями. Однако это совсем не означает, что эра Болливуда подошла к концу. "Возможно, сейчас и легче продать нестандартный сценарий, но выторговать за него справедливую цену ты все равно не сможешь", — отмечает Журналист и автор текстов песен Нилеш Мисра.
Бизнес-аналитик, редактор издания Film Information Комаль Нахта говорит, что зрители из маленьких городов все равно желают видеть традиционное кино, а на долю этой аудитории приходится большая часть 4 млрд билетов на киносеансы, которые продаются в Индии ежегодно. Несмотря на неожиданный успех Chak De India, самым кассовым фильмом нынешнего года пока является картина "Партнер", сделанная по стандартному болливудскому рецепту с крупным бюджетом, мегазвездами и, конечно же, песнями и танцами.