Медведь и лев в одной клетке

// "Осенняя эйфория" в "Ролане"
приглашает Андрей Плахов

Мини-фестиваль артхаусных хитов "Эйфория" проходит теперь в Москве трижды в году, однако нечасто бывает, чтобы в одной программе встретились фильмы-победители Берлинского и Венецианского фестивалей. Оба они, что характерно и уже мало кого удивляет, сняты режиссерами-китайцами, и оба рассказывают экстраординарные истории с точки зрения женщины.

"Свадьба Туи" режиссера Ван Чуананя ("Золотой медведь" Берлинале) — образец социального кино с элементами живописной фольклорной экзотики. Героиня этой картины, красавица-крестьянка из Восточной Монголии, будучи не в силах тянуть на своих плечах больного мужа, ищет нового спутника жизни — но при условии, что тот возьмет на содержание ее экс-супруга. Эта коллизия разворачивается среди противоречий и парадоксов современного Китая, увлекая и фабулой, и яркими фактурами, и чрезвычайно сильным женским образом, который создала молодая актриса.

"Вожделение" ("Золотой лев" в Венеции) — это совсем другая история. Уроженец Тайваня Энг Ли, давно живущий и работающий в Америке, уже успел утвердиться чуть ли не как классик, а два года назад уже был триумфатором Венеции с "Горбатой горой". На сей раз Ли обращается к перипетиям политической борьбы в Китае в эпоху второй мировой войны и японской оккупации. При этом жанровый ракурс выбран неожиданно — эротический триллер о страсти между высокопоставленным коллаборационистом и юной подпольщицей, которая соблазняет его, чтобы затем убить. Откровенная эротическая линия уже вызвала проблемы с прокатом фильма в Америке. Это своего рода помесь "Ночного портье" Лилианы Кавани с "Молодой гвардией". Подпольщики изображены как наивные идеалисты и подсознательные мазохисты, а жертвы испытывают странное влечение к своим палачам. Такой странный союз палача и жертвы замечательно сыграли культовый гонконгский актер Тони Люн и дебютантка Тан Вэй.

Социальная эротика — тема еще одной картины, тоже показанной в Берлине и ставшей там фавориткой публики и критиков. "Ирина Палм" Сэма Гарбарски очаровала всех искренней игрой Марианны Фэйтфул в роли немолодой домохозяйки, ради спасения больного внука ставшей звездой лондонского порнобизнеса. Придумать такой сюжет на грани фола, может, и нетрудно, но снять его так, чтобы раскованность не обернулась пошлостью, а комедия не убила мелодраму, способен только режиссер с остро современным чувством стиля.

Еще три каннские картины знаменитых режиссеров украсят "Эйфорию". Гас Ван Сэнт (юбилейный приз 60-го Каннского фестиваля) в фильме "Параноид-Парк" продолжает тему опасностей, которые подстерегают прекрасную юность. Герой этой ленты, обаятельный нью-йоркский скейтбордист, вроде бы такой белый и пушистый, неожиданно для себя оказывается убийцей. Катрин Брейя отказывается от имиджа бескомпромиссной феминистки, чтобы предстать автором костюмной психодрамы "Тайная любовница", но сохраняет присущий ей провокационный взгляд на отношения полов.

Александр Сокуров остается верен своей режиссерской этике и эстетике в "Александре": фильм назван именем героини, которая приезжает в Чечню встретиться со своим внуком и мужским военизированным миром. Главную роль исполнила Галина Вишневская.

В великолепную семерку фильмов и режиссеров вписывается еще один сеанс, который представит классику кинематографической эйфории. Немые авангардистские опусы 80-летней давности "Антракт" и "Париж уснул" сделали имя величайшему французскому режиссеру Рене Клеру. Для воссоздания "духа времени" показ будет сопровождать живая таперская музыка.



Сайт управляется системой uCoz