Универсальные картинки России
"Universal Pictures", одна из основных мировых киноимперий, первой из мейджоров Голливуда открывает в России дочернюю компанию. Первая "мишень" — рынок DVD.
Отечественный мир кино и видео переживает подъем: кинотеатры превращаются в многофункциональные храмы удовольствий, видеоманы сметают с прилавков новинки, а режиссеры начинают привозить с мировых смотров не только комплексы, но и венецианских львов. Большая жизнь летит!
Наши успехи не обойдены вниманием: иностранные игроки осторожны, но настойчивы.
"Columbia Pictures" уже участвует в долгоиграющем (по российским меркам) телекинопроекте "Бедная Настя", иностранные инвесторы финансируют строительство новых киноплексов и обсуждают "командировку" "Ночного дозора" в США.
И все же речь в основном идет о предсказуемых проектах с ограниченной ответственностью со стороны иностранцев. Парадоксально, но "Universal Pictures Россия" намерена начать свою деятельность в России с освоения дикого рынка DVD, на просторах которого господствуют пираты. Среди первых задач — выпуск на дисках своих фильмов, а в дальнейшем тиражирование лент других компаний и даже активность на рынке домашнего видеопроката.
Universal Pictures — одна из старейших киностудий США. UP — это классический "Убить пересмешника", недавний "Пианист" /Pianist, The/ (2002) Полански, "Дневник Бриджит Джонс" /Bridget Jones's Diary/ (2001), "Идентификация Борна" /Bourne Identity, The/ (2002), первые в истории "Дракула" /Dracula/ (1931) и "Франкенштейн" /Frankenstein/ (1931). С ней связан прорыв Спилберга "Челюсти" /Jaws/ (1975), положивший начало полумиллиардным сборам.
Сегодня "UP" — часть "NBC Universal", которая владеет и управляет также телесетями и знаменитыми парками развлечений.
Ситуация может развиваться самым непредсказуемым образом. За оптимизмом "универсалов" могут стоять реальные опыт, капитал и маркетинговые расчеты, которые нам пока неизвестны, и тогда намерение добиться серьезных успехов на рынке вполне осуществимо. С другой стороны, при всем своем весе "Universal" может столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны существующих медиаальянсов, объединяющих отечественных видеодистрибуторов, телеканалы и иностранные киноконцерны. Например, один из лидеров видеорынка "Первая видеокомпания" располагает колоссальным медиаресурсом "Первого канала". Кстати, именно их "Ночной дозор" стал "DVD года" по версии Национальной премии в области аудио-видео "Золотой диск", отгремевшей на прошлой неделе. При этом мощи этих альянсов все равно мало, чтобы потеснить с рынка пиратов, в результате на экранах ТВ то и дело появляются репортажи с показательных зачисток пиратских "островов" на видеорынке.
По некоторым данным, пираты контролируют до 92% рынка, объем которого вероятно колеблется около 20-25 млн. DVD в год.
Несмотря на это, прошлый год отмечен активными действиями на рынке DVD международных дистрибуторов "Columbia Tristar" и "Warner Home Video". Но они старались организовать производство через отечественных дистрибуторов, и последние тихо жаловались, что риски по части организации и финансов ложились на их плечи. Собственно "ноу-хау" "Universal" состоит в том, что созданная ими компания, которую возглавят российские менеджеры, будет действовать, самостоятельно организуя производство и сбыт.
Основным своим "оружием" они считают снижение цены и разрыва кинопрокат-выход на DVD, а также качество легального диска.
Риск здесь тот же, что и для отечественных дистрибьюторов, — широкое распространение самых примитивных DVD-плееров, дающих качество лучше VHS, но не "транслирующих" через обычный "ящик" самые высокотехнологичные достоинства формата. Это убивает спрос на лицензионные носители, но мода все же берет свое: DVD и домашний кинотеатр распространяются со скоростью лесного пожара.
Что касается резонанса от прихода такого гиганта, то это — тревожный сигнал для еще молодых отечественных компаний, опасность экспансии и без того вездесущих стандартов Голливуда. С другой стороны, при прокате зарубежного фильма в России за границу уходит в среднем 25% от сборов. Остальное остается здесь. Возможно, в случае с DVD цифры близки, и тогда это выгодно для бюджета: в отличие от пиратов иностранцы платят налоги. "Universal" — транснациональная медиагруппа, кстати, снимающая кино и в России. Первым DVD станет "Превосходство Борна" /Bourne Supremacy, The/ (2004), фильм, частично снятый именно здесь, но рассчитанный на мировой прокат.