Александр Сергеевич сердится

Выставку соц-арта, которая открывается в Париже, лишили нескольких десятков работ, а министр культуры категорически выступил против ее проведения

"Если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется отвечать по полной". "В субботу эта выставка еще находилась на территории России на таможне, и я предпринял все, что мог, чтобы она туда [в Париж] не поехала." Так министр культуры РФ Соколов охарактеризовал в понедельник 8 октября на заседании коллегии Минкульта свое отношение к выставке "Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года", которая должна открыться 21 октября в галерее фонда "Мезон Руж" в Париже.

Выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае", прошедшая в Третьяковской галерее в марте этого года в рамках 2-й Московской биеннале, вызвала справедливый успех у критики и настолько поразила французских партнеров, немедленно пожелавших увидеть выставку у себя, что "было принято решение не дожидаться, пока освободится пространство музея Жоржа Помпиду". Яркий проект, подготовленный искусствоведом и куратором Андреем Ерофеевым вместе с командой возглавляемого им отдела новейших течений ГТГ должен стать первой выставкой Третьяковской галереи в преддверии событий Года России во Франции.

Чрезвычайно резкое выступление культурного чиновника случилось в день, когда грузовики с экспонатами проходили российскую таможню, и особенно украсило сообщения о фактах жесткого сокращения состава выставки, лишившейся сразу нескольких десятков работ — до отъезда она подверглась масштабной цензуре со стороны разнообразных официальных лиц и органов.

Так, руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой не рекомендовал к вывозу целый ряд произведений, включающий работу с изображением голых Тимошенко и Ющенко, а также "Эру милосердия" группы Синие Носы — именно целующихся милиционеров министр Соколов позже назвал "порнографией". Следующие изъятия из списка провел заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков, который, по сведениям Андрея Ерофеева, отклонил к оформлению все работы, содержащие образы свастики и Гитлера. Среди них — автопортрет Влада Мамышева-Монро из серии "ЖЗЛ", а также объект Марии Константиновой с одеялом, сшитым из свастик и пятиконечных звезд. Швыдкой свое цензорское вмешательство открыто признает, Вилков — категорически отрицает.

Усилия приложила и сама ГТГ, совет которой отверг "Гори, гори, моя свеча!" и серию "Маски-шоу" тех же Синих Носов, а также стилизованную под икону работу 1972 года "Дадим угля сверх плана" покойного Михаила Федорова-Рошаля. Замдиректор ГТГ Ирина Лебедева не пропустила видеоинсталляцию "Установки мобильной агитации" группы "ПГ". Известная серия "ПГ" "Слава Росии!" также не получила разрешения на загранпоездку (правда, по словам сотрудников галереи, эти работы были включены в список в последний момент).

Из работ, созданных еще в советское время, снова попала в черный список политическая карикатура Вячеслава Сысоева, занятия которой привели художника в 1983 году к аресту. Андрей Ерофеев слаженные действия чиновников прокомментировал "Коммерсанту" так: "Налицо некомпетентность российской культурной администрации в области современного искусства. Непонимание ведет за собой страх, а страх торопит руку снимать произведения безо всяких аргументов".

Именно проявлениям современной самоцензуры отечественных музеев Андрей Ерофеев посвятил выставку "Запретное искусство-2006", которая со скандалом прошла в Центре им.Сахарова и до сих пор расследуется прокуратурой.

В интервью "Ведомостям" гендиректор Центра политконъюнктуры Михаил Виноградов высказывает мнение, что Соколов, как лидер московского предвыборного списка "Справедливой России", возможно, пытается найти свое лицо за рамками правительства. А по мнению культуролога Даниила Дондурея, даже личное мнение министра культуры имеет общественное измерение и оно будет учтено музейными работниками: "Это его попытка очертить будущие границы государственной культурной политики, поставить новые идеологические шлагбаумы".

Галерист Марат Гельман недоумевает: "Я бы понял, если бы Соколов был недоволен сегодняшним, актуальным искусством, но соц-арт — часть истории России, министр культуры должен знать его, как передвижников". И добавляет в комментарии Газете.ру: "Чиновник имеет право быть невежественным, но хороший чиновник никогда ничего не говорит, не посоветовавшись с экспертами. Соколов своим выпадом показал, что он не только невежественен, это было известно, но и просто плохой чиновник".

По количеству запретов российской таможни на вывоз произведений отечественного современного искусства абсолютным лидером сегодня является группа "Синие носы". Наиболее известными из задержаний стали случаи с лондонским галеристом Мэтью Боуном и направлявшейся в Дрезден выставкой "Learning from Moscow" — важной особенностью последнего стал полностью неофициальный характер запрета, который таможенники наложили самостоятельно, как частные лица. Участник "Синих носов", художник Александр Шабуров ответил GiF.Ru на наиболее часто задаваемые в эти дни вопросы.



Сайт управляется системой uCoz