Экстрим по-Эммериху
Итоги Берлинале: Африканская Кармен затмила "Солнце"
Решение жюри Берлинского кинофестиваля, отдавшего "Золотого медведя" фильму-опере "Кармен из Хаелиши", с трудом уложилось в голову даже исполнившей в нем главную роль Полин Мэйлфейн.
Берлинский фестиваль закончился, вызвав недоумение решениями большого жюри под председательством Роланда Эммериха. "Золотым медведем" награжден южноафриканский фильм-опера Марка Дорнфорда-Мэя "Кармен из Хаелиши" /U-Carmen e-Khayelitsha/ (2005). Но это лишь одна, и не главная неожиданность.
Чернокожая Кармен станет теперь символом 55-го Берлинского фестиваля, который уже завтра отойдет в историю. На его закрытии пела Полин Мэйлфейн, сыгравшая эту роль, и блистала золотой чешуей своего мини-платья Бай Лин — главная звезда и член жюри Берлинале. Когда кто-то из ее коллег-актрис, тоже заседавших в жюри (Франка Потенте или Ингеборга Дапкунайте), оказывался под прицелом камер, китайская красавица делала ловкое движение и закрывала соперницу то своим гибким телом, то букетом цветов.
Марк Дорнфорд-Мэй признался, что, делая свой первый фильм на основе театрального спектакля, он понятия не имел, что такое режиссура кино. Но оператор объяснил ему: я поставлю камеру, а ты командуй: "Мотор!" Поскольку вокруг были талантливые люди, все само собой отлично получилось. "Кармен" действительно хороша, она берет африканским темпераментом и остроумными находками. Однако мысль поставить именно этот фильм на вершину призовой пирамиды не приходила в голову никому — кроме головы Роланда Эммериха.
Этой "национальной гордости" Германии, приехавшей из Голливуда с бойфрендом, по слухам из источников жюри, понравились только два фильма — "Кармен" и американский "Сосунок" /Thumbsucker/ (2005). Сыгравшему главную роль в последнем Лу Тэйлору Пуччи дали "Серебряного медведя" как лучшему актеру: за то, что хорошо сосал свой большой палец. Подросток с актерскими задатками показался главе жюри более привлекательным, чем старик Мишель Буке, великолепно сыгравший в фильме "Поздний Миттеран" /Le promeneur du Champ de Mars/ (2004) умирающего президента Франции.
Далее в действие вступили лоббистские интересы, а в жюри было два сильных лобби — китайское и немецкое. Первое помимо Бай Лин представлял голландец Воутер Барендрехт, чья компания "Fortissimo" давно занимается продвижением в мир дальневосточного кино. Он, судя по всему, и вытащил на передовые позиции семейную драму "Павлин" /Peacock/ (2005) Гу Чангвея, известного оператора, снявшего в свое время классические фильмы "Красный гаолян" и "Прощай, моя наложница". "Павлин", полный грусти и ностальгии по юности, при этом лишенный экзотических красот, стал одним из последних приятных аккордов фестиваля и, наверное, заслужил своего "Серебряного медведя" — Гран-при жюри. Хотя, конечно, гораздо более выдающимся надо признать "Капризное облако" /Wayward Cloud, The/ (2005) Цая Мин-Ляна. Так вот, "Облаку" дали приз за сценарий и приз памяти Альфреда Бауэра, который некогда придумали для поддержки молодых дарований. Оба — явно не по ранжиру для выдающегося режиссера, уже имеющего в своей коллекции "Золотого льва" и "Серебряного медведя".
Однако Цаю Мин-Ляну еще повезло: ведь вдобавок он получил приз ФИПРЕССИ, где его основным конкурентом был Александр Сокуров. Но ФИПРЕССИ выдает всего один приз, а у большого жюри их целых девять, так что почти каждый второй фильм конкурса может быть награжден. Однако жюри ухитрилось и в этой ситуации не заметить "Солнце" Александра Сокурова, даже толком его не обсудить. По информации, просочившейся из недр жюри, картину никто не защищал и не поддерживал, она показалась "слишком темной" и "трудной для проката".
Но другого результата и нельзя было ждать от жюри, чей уровень понимания кинематографа явно ниже того, что предложил фестивальный конкурс. В жюри было три актрисы, сценарист, дистрибутор, дизайнер, ни одного критика и ни одного серьезного режиссера. Не считать же таковым Роланда Эммериха — уж лучше бы взяли Вольфганга Петерсона, другую немецкую национальную гордость, тоже изваявшую несколько голливудских блокбастеров, однако человека с более высоким интеллектуальным коэффициентом. А когда планка критериев настолько занижена, в действие вступают привходящие обстоятельства — интересы лоббистов и политкорректность. Двойной жест в сторону Германии и политики жюри продемонстрировало, наградив сразу двумя призами фильм "Софи Шолл — последние дни" /Sophie Scholl — The Final Days/ (2005). Все уже смирились с тем, что Юлия Йенч будет признана лучшей актрисой, но дать за эту партизанскую драму еще и приз за режиссуру Марку Ротемунду (при том, что никак не отметили Александра Сокурова) — чистейшая глупость. Вот обойти Хану Абу-Ассада с его шахидским "Раем сегодня" /Paradise Now/ (2005) не решились, наградив "Голубым ангелом", которым на Берлинале отмечают лучший европейский фильм.
И это при том, что пять картин (из них четыре очень приличных) показала в конкурсе Франция, а отмечена оказалась только одна — "Мое сердце биться перестало" /De battre mon coeur s'est arrete/ (2005), да и то маргинальным призом за музыку. Надо сказать, французы были взбешены не меньше русской делегации, и их можно понять. В таких случаях утешает мысль о том, что любые жюри состоят из людей, а людям свойственно ошибаться.
Если бы не удручающий финал, фестиваль в Берлине показался бы совсем не таким плохим, как его рисовали еще в самом начале. В конкурсе оказалось как минимум пять значительных фильмов, как всегда, интересной была "Панорама", кое-что предложил и "Форум". Во всех этих программах присутствовало русское кино. "Fox" дал вечеринку в честь премьеры "Ночного дозора" с мясными тушами, живыми совами и повсюду летавшими перьями. А в детском конкурсе успехом пользовался "Итальянец" Андрея Кравчука, удостоившийся специального упоминания жюри. Другого жюри — Роланда Эммериха там не было.