Саура на Сан-Себастьяне

Человек дня Радио Свобода 24 сентября — испанский кинорежиссер Карлос Саура, ставший лауреатом почетного приза, открывшегося в городе Сан-Себастьян 55-го международного кинофестиваля.

Карлосу Сауре 75 лет, он родился в городе Уэска в артистической семье, кинематографическое образование получил в Мадриде. В кино дебютировал в 1958 году с документальной лентой "Куэнка", одним из первых фильмов в стиле испанского неореализма.

Снял около 40 фильмов, среди самых известных работ Сауры — картины "Мятный коктейль со льдом", "Сад наслаждений", "Кузина Анхелика", "Выкорми ворона", "Элиза, жизнь моя", "С завязанными глазами". Лауреат самых престижных профессиональных премий и наград. На фестивале в Сан-Себастьяне Саура представляет свой новый фильм "Фадо", завершающий трилогию о современной городской музыке.

Виктор Черецкий: Карлос Саура пришел в испанский кинематограф в 50-е годы прошлого столетия, годы, вовсе не лучшие для творчества талантливого художника. Официальная цензура франкизма поощряла примитивные поделки, отвечающие идеологии режима. Дань подобному кинематографу Саура никогда не отдавал. Уже первые его картины затрагивают самые болезненные темы: последствия для испанцев гражданской войны конца 30-х годов, репрессии тоталитарного режима, пороки и бездуховность современного испанского общества, лишенного свободы и демократии.

Делать подобное кино приходилось осторожно, с полунамеками и с юмором, чтобы обойти бдительную цензуру. Так появляются на свет лучшие фильмы раннего Сауры: "Охота", "Логово", "Сад прелестей", "Анна и волки". С победой демократии в Испании с начала 80-х годов режиссер обращается к повседневной жизни испанцев и народному искусству. В содружестве с известным танцовщиком Антонио Гадесом он создает два фильма-балета "Кровавая свадьба" и "Колдовская любовь".

Критики обращают внимание на жанровое разнообразие в творчестве испанского мастера. Саура прекрасный сценарист и новеллист. Его литературные произведения переведены на 20 языков. Известен он и как фотограф. Он говорит, что всегда очень тщательно работает над своими сценариями, а потом с удовольствием каждый раз наблюдает, как в процессе постановки фильма весь его сценарий рушится. "Я педант и вместе с тем любитель импровизации и несовершенства". Он считает, что актеры должны быть немного ненормальными, ведь у нормального человека не может всякий раз происходить раздвоение личности, позволяющее ему полностью вжиться в образ своего героя.

"Вообще работа в кино — дело ужасное, поэтому я в свободное время, чтобы отдохнуть от этого кошмара, посвящаю себя литературе и фотографии", — признается испанский режиссер.



Сайт управляется системой uCoz