"Порочная связь" Энга Ли в Китае

8 сентября режиссер Энг Ли получил за фильм "Порочная связь" главный приз 64-го Венецианского кинофестиваля — через два года после того, как он получил "Золотого Льва" за "Горбатую гору".

"Получить "Золотого Льва" в второй раз за три года — это дико, меня это пугает — так же, как фильм "Порочная связь", — сказал Энг Ли на церемонии.

Между тем цензурные органы в материковом Китае фильм тоже испугал — настолько, что они, по информации англоязычного органа государственной политики Shanghai Daily, ссылающейся в свою очередь на Southeast Express, потребовали от тайваньского режиссера вырезать из него 30 минут "распаляющих страсть" сцен. Из фильма должны быть вырезаны сексуальные сцены с участием гонконгского актера Тони Леуна /Tony Leung Chiu-wai/ и дебютировавшей в кино актрисы Тан Вей /Tang Wei/ , а также сцены насилия, где появляется китайско-американская поп-звезда Лихом Ван /Leehom Wang/.

Как заявил газете Shanghai Daily представитель дистрибьютора ленты в Гонконге и Китае Edko Films Ltd Сайрес Ман /Cyrus Man/, фильм "Порочная связь" получил самый суровый рейтинг в Гонконге, подобный тому, что ранее присвоили ленте в США. В Америке выходящий на экраны с 28 сентября фильм получил рейтинг NC-17, запрещающий просмотр лицам, не достигшим 17 лет. В Гонконге, где премьера состоится 25 сентября, "Порочная связь" отнесена к фильмам категории III, просмотр которых ограничен зрителями старше 18 лет.

Кажется, пекинских цензоров удивляет, что Энг Ли отказался делать какие-либо сокращения, чтобы сделать фильм доступным для более молодых зрителей. В материковом Китае такие ограничения по возрасту противоречат господствующей идеологии режима, в соответствии с которой партийные бонзы рассматривают себя как носителей идеологической мудрости, а остальной народ как неразумных детей, за которыми они поставлены присматривать историческим выбором. Поэтому никаких рейтингов не существует, а если "наверху" сочли ленту неподходящей для детского возраста, то ее на экраны вообще не выпустят.

Представительница пекинского офиса Edko Чжан Хунянь /Zhang Hongyan/ сообщила Shanghai Daily, что китайские цензоры получили ленту, но о принятом ими решении помалкивают. Запланированный на сентябрь показ ленты на материке пока пришлось перенести на октябрь.

Фильм "Порочная связь" с интересом ждут в Шанхае, поскольку события в триллере происходят на его улицах в 1940-е, когда мир охватывает вторая мировая война с ее повседневным насилием. В центре фильма, основанного на рассказе известной китайской писательницы Эйлин Чан /Eileen Chang/, группа революционных студентов, занятых покушением на влиятельного политического персонажа, который сотрудничает с японскими войсками, вторгнувшимися в страну.

Гонконгский актер Тони Леун Чиу-вай, входящий в число азиатских суперзвезд кино, играет офицера разведки И /Yi/, тогда как дебютантка Тан Вей предстает в роли китайской студентки Ван Цзячжи /Wang Jiazhi/, которая соблазняет И, чтобы убрать препятствия на пути к покушению. В фильме также снялась Джоан Чен из "Последнего императора". Режиссер Энг Ли, получивший в 2006 году "Оскара" за свой фильм "Горбатая гора" категории R, уже заявил, что не позволит пекинским цензорам резать свою ленту.

Очевидно, впрочем, что им все равно не удастся ограничить распространение фильма, опираясь на устаревшие технологические принципы. Давно уже ушли в прошлое вырезанные из кинолент "откровенные" кадры, которые кремлевские киномеханики крутили своим друзьям наподобие слайд-фильма на тему "их нравы". Ныне любой фильм все равно будет доступен зрителям на китайских DVD, которые при этом еще и будут напечатаны на крупных пиратских предприятиях страны.

Недавно в китайском языке зафиксировано новое слово эвфемизм "duanbei" с буквальным значением "горбатый", который молодые китайцы стремятся использовать по отношению к геям. Источником для внедрения нового термина в язык стал фильм "Горбатая гора", который, как отмечает лондонская Times, был в Китае запрещен, но это не помешало миллионам китайцев посмотреть картину на пиратских DVD.

Еще одна занятная история произошла с голливудским боевиком "Миссия невыполнима-3", показ которого в Китае решено было отложить в долгий ящик. "Это потому что фильм не отражает истинного облика Шанхая", — пояснил в мае 2006 года газете Жэньминь Жибао член оргкомитета Шанхайского международного кинофестиваля, перечислив городские сцены, снятые в Шанхае осенью 2005 года: "в переулках и над крышами построек повсюду протянуты бамбуковые шесты, на которых развешено женское белье и ветхая одежда; шанхайские полицейские неуклюжи и неповоротливы".

Однако понадобилось совсем немного времени, чтобы пекинские цензоры осознали свое бессилие перед собственным рынком — и в начале августа 2006 года в Шанхае состоялся премьерный показ фильма "Миссия невыполнима-3", пусть и в кинотеатре "Юнхуа" на 350 зрителей.

Однако недовольство государственной цензуры КНР по отношению к новым фильмам, получившим всемирное признание, выглядит сегодня отнюдь не столь забавным, как могло бы показаться. И в нынешнем Китае можно найти своего Ивана Пырьева, который сумеет показать такую жизнь, которой не существует в действительности, но о которой, как уверены пекинские руководители, мечтают миллионы китайских зрителей: досрочно отрапортовав об успехах в "битве с полей", простые деревенские "казаки и казашки" радостно отплясывают под дудки в руках партийных секретарей. Только теперь обман народа потерпит неудачу еще более жестокую, чем любимые Сталиным творения пресловутого советского сказочника.



Сайт управляется системой uCoz