Кэйскэ Киносита И "Дух Офуны"

Музей кино совместно с Японским Фондом и Посольством Японии в России представляют ретроспективу фильмов Кэйскэ Киносита и "Дух Офуны". 25 сентября-7 октября в Киноконцертном зале ЦДХ (т. 238 96 34, Крымский вал, 10, м Октябрьская, Парк Культуры).


(1912-1982) — один из самых значительных и самых любимых в Японии режиссеров. Формально, по времени творчества, он должен был бы относиться к поколению "послевоенных гениев", лидеры и символы которого — Акира Куросава, Тадаси Имаи, Кон Итикава, Масаки Кобаяси. И всё же Киносита ассоциируется для японцев скорее с поколением "гигантов" — режиссеров, дебютировавших еще в немом кино. Многие представители этого поколения уже знакомы московскому зрителю: Ясудзиро Одзу, Тэйноскэ Кинугаса, Кэндзи Мидзогути, Хэйноскэ Госё, Хироси Симидзу, Микио Нарусэ. Их ретроспективы проводились в предыдущие годы, благодаря сотрудничеству между Японским Фондом, Посольством Японии в России и Музеем кино.
Кэйскэ Киносита как бы замыкает довоенную плеяду корифеев японского кино. С другой стороны, он связует собой два столь разнящихся между собой поколения.

Многих "гигантов" и "послевоенных гениев" объединяла служба, а точнее — служение в корпорации "Сётику", с которой связаны постановки большинства их шедевров. Их фильмы соединялись в некое целостное эстетическое, этическое и социальное явление японской культуры.

"Сётику", основанная в 1895 как театральная компания, вскоре переключилась на кинопроизводство и стала инициатором освобождения японского кино от влияния традиционного театра. Ориентируясь на европейские и американские фильмы, руководство фирмы поощряло живое и ясное повествование, реалистическую игру актеров (изучалась система Станиславского, но столь же внимательным было отношение к эксцентриаде Чаплина и Китона).

Основным жанром стал сёмингэки — рассказ о повседневной жизни, в котором соединялись психологические, мелодраматические и комедийные мотивы. С приходом в кино звука появилась новая студия: "Сётику" (Офуна). Офуна — название района города Камакура — стало особым понятием, когда на студии начала работать молодежь, прозорливо подобранная директором-продюсером-педагогом Сиро Кидо: Одзу, Симидзу, Госё, Нарусэ, Ясудзиро Симадзу. Их дорогу определил этический "кодекс" творчества, предложенный Кидо и получивший название "дух Офуны" (по-английски — the Ofuna flavour). Установкой студии был отказ от прямой демонстрации всего отталкивающего и грязного. "Мы на "Сётику" предпочитаем смотреть на жизнь с теплотой и надеждой, — пояснял Кидо. — Было бы непростительно внушать отчаяние нашим зрителям. Фундаментально для нашей линии то, что основой кино должно быть спасение".

Речь шла не о "лакировке действительности". Целью было воспитание зрителя — пробуждение добрых чувств в его душе и наглядный показ ему примеров сострадания людям. Чувствительность в "духе Офуны" противостояла "добродетелям" военно-феодального режима — жестокосердию, слепой готовности "принести в жертву Родине" чужую и собственную жизнь. После войны, в условиях депрессии и нравственного хаоса, мелодрамы Киноситы и его соратников помогали настраивать души японцев на лад этической нормы.

Эстетическое чутье и педагогический дар Сиро Кидо помогали тем, кого он отобрал и опекал, избегать излишней "чувствительности". Жанр сёмингэки становился лишь "отправной точкой" — гаванью, из которой корабль может отправиться в дальнее плаванье по океану человеческой души (Офуна для японца звучит не только как название местности, но и как "большой корабль"). Ясудзиро Одзу поднял вариации на темы семейной драмы до сокровенных дзэн-буддийских медитаций об истинных ценностях жизни.

Микио Нарусэ и Хироси Симидзу (подобно Борису Барнету в СССР) превращали "незамысловатые" комедии нравов в утопическую картину "жизни, какой она могла бы и должна бы быть". Кэйскэ Киносита — самый, возможно, сентиментальный из "гигантов" — то и дело выплывал на такую глубину обобщений, что даже радикально настроенные критики не рисковали прямо ударить по его фильмам. С середины 1950-х "дух Офуны" начал восприниматься как анахронизм, влияние которого преодолевали, вместе с Масаки Кобаяси (воспитанником Киноситы!), его сверстники, испытавшие ад войны. В 1960-е "дух Офуны" подвергся прямой атаке представителей японской "новой волны", которых сам Сиро Кидо пригласил на "Сётику". Самым резким был Нагиса Осима. Однако с конца 1970-х становится очевидным, что "дух Офуны" вновь нужен обществу. Ёдзи Ямада снимает на "Сётику" популярные фильмы о нынешних проблемах школы и семьи, а также (для телевидения!) самый длинный в мире сериал "Тора-сан", герои которого — наследники персонажей классических сёмингэки — любимы всей страной. Молодежь (Хирокадзу Корэ-эда, Ёити Сай) прямо или косвенно вспоминает традиции школы Сиро Кидо.

Ренессансу "духа Офуны" несомненно способствуют показы японской киноклассики на экранах синематек всего мира. Их организацию взял на себя Японский Фонд. Демонстрация фильмов Кэйскэ Киноситы в московском Музее кино, возможная благодаря нашему сотрудничеству с Японским Фондом и Посольством Японии в России, — восьмая в серии ретроспектив режиссеров-классиков, связанных с корпорацией "Сётику". Восторженный прием этой серии зрителями доказывает: нравственные и эстетические ценности, которые нес с собою "дух Офуны", не только плодотворны для развития кинопроизводства в России — они востребованы в ее кинозалах, то есть безусловно актуальны для формирования в стране гуманного демократического общества.



Сайт управляется системой uCoz