"Тигры" из Роттердама

Сегодня вечером на Роттердамском кинофестивале будут объявлены и вручены "Тигры" — призы, которые присуждаются лучшим режиссерским дебютам.

По прогнозам критиков, большие шансы на победу имеет фильм "Четыре" (2004) Ильи Хржановского, уже получивший приз "Золотой кактус".

"Четыре" — единственный из конкурсных фильмов, который получил от критиков "пятерки" и имеет больше всего "четверок". Если верить, что 4 — счастливое число для создателей этой картины, то перенос церемонии с 5 февраля на 4-е — добрый знак (правда, "Тигров" предполагается вручить три, а не четыре). Выступая перед роттердамской публикой, Илья Хржановский объяснил свои особые отношения с этой цифрой: во-первых, она больше всего напоминает знак-символ (то ли крест, то ли винтовку с ножом), во-вторых, не стоит забывать о четырех всадниках Апокалипсиса.

Из других конкурсных картин успехом пользуются "Райские девочки" /Paradise Girls/ (2004) режиссера Фоу Пин Ху — альманах из трех новелл о судьбах азиатских женщин и об их отношениях с европейскими мужчинами. Заинтриговала "Богиня" (2004) Ренаты Литвиновой, которой фестивальный журнал посвятил огромную фотографию и статью "В Роттердам приехала дива". Нашли свою аудиторию российские фильмы из программы альтернативного кино "Недавнее прошлое — ближайшее будущее". Зрители хохочут на "Иване-дураке" /Ivan the Idiot/ (2002) Александра Дулерайна и Сергея Корягина, на "Я люблю тебя" /You I Love/ (2004) Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого. После показов "Зеленого слоника" /Green Elephant/ (1999) и "Головы" /Head, The/ (2003) Светланы Басковой, когда проходит первый шок, разгораются острые дебаты об отношениях кинообраза и реальности.

Павел Руминов не только показывает кибертриллеры "Deadline" (2004) и "Silent Man" (2005), но и приобщает зрителей к своим теориям развития кино в XXI веке. А что касается Евгения Юфита, то он здесь с полной ретроспективой своих некрореалистических работ и с премьерой нового фильма "Прямохождение" /Bipedalism/ (2004) просто считается священным монстром. Старые поклонники ходят на его опусы по много раз, а новички удивляются, увидев сравнительно молодого человека: "А мы думали, вам лет восемьдесят или вы вообще уже умерли".

Вся эта интерактивная деятельность — в традициях Роттердама, где дискуссии и ток-шоу, а также рынок проектов "Синемарт" не менее важны, чем сами фильмы. Количество фильмов здесь, впрочем, не только не сокращается, но достигло в этом году рекордной цифры 600, а фестивальный каталог стал похож на увесистый кирпич. Сориентироваться трудно даже профессионалам, и каждому приходится прокладывать сквозь фестивальные дебри свой маршрут.

Помимо российских картин, которые мне пришлось посещать как куратору программы, я выбрал несколько, опираясь на уже известные имена. "Идзо" /Izo/ (2004) Такаши Миике оказался еще одним (после "Ити-киллер" того же режиссера) художественным трактатом о насилии. Разница в том, что в новой картине есть вкрапления хроники с Гитлером, Мао Цзэдуном и Сталиным, намеки на актуальные темы японской политики, а Такеши Китано появляется в образе премьер-министра. С другой стороны, насилие рассматривается как результат природного программирования мужских гормонов, процесс воспроизводства которых показан в начале фильма как научно-популярная заставка.

Другая картина, чей сюжет связан с сексуальностью, называется "Принцесса Бонапарт" /Princesse Marie/ (2003): ее представил французский режиссер Бенуа Жако. Катрин Денев сыграла одну из лучших своих ролей — внучатую племянницу Наполеона и ученицу Фрейда, которая спасла его самого и многих членов его семьи от гестапо. Самые живые и полные юмора моменты в этом эпическом костюмном фильме воскрешают наивные времена сексуальной эмансипации, когда разговоры об оргазме и операциях по наращиванию груди считались среди европейских аристократок-феминисток скандальным вызовом.

Еще две интересные французские картины представлены в Роттердаме — "Короли и королева" /Rois et reine/ (2004) Арно Деплешена и "Незваный гость" /L' intrus/ (2004) Клер Дени. Оба режиссера считаются наиболее яркими представителями авторского кино в своей стране. Оба делают псевдосюжетные фильмы, суть которых не в сюжете, а в атмосфере мизантропической, как у Деплешена, и сказочно-жуткой, как у Дени. Оба эксплуатируют образ медицины как арену криминальной деятельности, будь то психиатрия или пересадка органов.

И оба оказываются "типично роттердамскими" фильмами. Это понятие трудно определить, но сразу видно, когда картина под него подпадает. Как это произошло с работами Евгения Юфита и с фильмом "Четыре".



Сайт управляется системой uCoz