"Иранцы боятся"
Жестокая схватка Ирана с Голливудом началась с претензий к фильму "300 спартанцев". Иран обвинил США в намеренном искажении истории и в ведении психологической войны против Ирана. В результате "300" отказали в показе в Белоруссии, но это не помешало им заработать в мире 200 млн долларов. Затем Иран был недоволен мультфильмом "Персеполис", который показали в Каннах. Потом заявил, что начинает съемки своей версии событий при Фермопилах. И вот наконец первая победа. Из фильма Crossing Over, где заняты такие звезды, как Харрисон Форд, Шон Пенн и Эшли Джадд, была убрана "антииранская" сцена. По сценарию второстепенный герой-иранец с позволения отца убивает свою сестру, так как она связалась с иноверцем. Информация о таком сюжете дошла до Национального ирано-американского совета (NIAC), и после рекомендации совета продюсеры фильма братья Вайнштейны быстренько убрали этот эпизод из фильма. Почему Иран вдруг стал так болезненно реагировать на Голливуд, может ли он противопоставить что-то в войне идеологий на экране? Об этом в интервью корреспонденту РБК daily Weekend МАРИНЕ ЛАТЫШЕВОЙ рассказала специалист по иранскому кино, преподаватель ВГИКа НАТАЛЬЯ ЛОСКУТОВА.
- Что происходит у Ирана с американским кино, откуда такие претензии? Началось все с "300 спартанцев", но ведь там даже слова "Иран" не произносится.
- Считается, что большинство американцев не свяжут Иран с Персией, но я не думаю, будто они такие уж неграмотные. Наверное, если бы не вся эта шумиха, никто бы не воспринял "300 спартанцев" всерьез. Но то, что этот фильм не обладает художественными достоинствами, это же правда. Уж не говоря об исторической составляющей. Спарта — это разве центр греческой демократии? Там тоже была диктатура. Так что иранцы справедливо подняли этот вопрос.
- Это разве повод для запрета? К тому же потом последовали протесты и по поводу других фильмов.
- Я не считаю, что иранцы сделали все правильно, но я их понимаю. Они боятся нескольких вещей. Не только негативного мнения мира об Иране, которое могут создать такие фильмы. Но прежде всего агрессии собственного народа в отношении американцев. Внутреннего недовольства Западом. Я думаю, именно с этим связано то, что они таким вот способом выразили свой протест.
- Иран может противопоставить этому свое кино? Ведь оно в моде.
- Острая мода ушла. Раньше на каждом фестивале иранский фильм получал какой-то приз, сейчас такого нет. Но ведь это длилось 20 лет, так что как явление иранское кино безусловно существует. Это все те же Махмальбаф, Маджиди, Кирастами, Бейзай, Хатамикия. Женщины-режиссеры, например, Ракшан Бани Этемад (ее фильм "Под кожей города" показывался в России) и Тамине Мелани (она отстаивает в своих фильмах права женщин).
- Государство вкладывается в кино, и наверняка это кино достаточно идеологично.
- В разные времена было по-разному. Во время "белой революции" (60-70-е годы) многие интеллектуалы учились в Европе и США, они вернулись и стали снимать кино в европейских традициях. В 70-е годы в стране был создан Центр интеллектуального развития детей и подростков, в этом центре определенные позиции занимал Кирастами. Он и открыл там киноотделение (потому тема детства так популярна в иранском кино). Исламская революция 1979 года расправилась с этим наследием. В течение 1979-1985 годов по всей стране были сожжены, закрылись или разорились порядка 700 кинотеатров. С 1979 по 1982 год цензоры просмотрели 898 иностранных фильмов, и 513-и из них было отказано в прокате. Интересно, что сначала отказались от турецкого (из-за политики), потом от индийского и японского (из-за этики ислама) и только потом от американского кино. Но во время Хаттами политика смягчилась. И к середине 80-х кино стало получать государственную поддержку. Даже снизился муниципальный налог на показ фильмов с 20% до 5%. В 1991-2004 годах 24 иранских фильма получили награды на мировых фестивалях. Там есть свой ежегодный кинофестиваль — "Фаджр", он сыграл очень большую роль в продвижении иранского кино в мире. Конечно, государство берет на себя финансирование, но это небольшие бюджеты. В год снимается 40‑50 фильмов, средняя стоимость производства — 100 тыс. долларов, и немногие ленты смогли собрать в прокате миллион. Прибыль от проката не покрывает расходов на производство — зритель предпочитает Голливуд и Болливуд. Но, разумеется, государство понимает важность киноискусства в пропаганде. Поэтому есть и идеология, конечно.
- Вы упоминали о цензуре. Она есть сейчас? В чем это выражается?
- Наряду с шариатом, есть еще и адат — свод неписанных законов, обязательных для исполнения. Процедура цензуры предусматривала, что специально созданная комиссия должна была сначала одобрить синопсис будущего фильма, его сценарий, утвердить списки исполнителей главных ролей и членов съемочной группы, затем выдать разрешение на производство. После просмотра готового фильма при его соответствии господствующей идеологии комиссия должна была выдать прокатное удостоверение и присвоить фильму категорию (А, В или С), определявшую доступ фильма (и любой информации о нем) в средства массовой информации, а также время и место его показа. Такое положение действовало до середины 1989 года. Конечно, цензурируется отношение к режиму. Но в основном уделяется внимание скромному поведению на экране. У женщины должны быть обязательно прикрыты волосы, никаких прикосновений, а уж о поцелуе и речи быть не могло. Роль женщины в кино свели к минимуму в 1979-1985 годах, она была словно предмет интерьера. И конечно, должна была быть "дискредитация белой революции". А потом правила цензуры как-то сгладились. Причина — ирано-иракская война, гибель мужчин. И сама жизнь подтолкнула иранцев к тому, что женщины должны были заполнить это пустующее место. Хотя о поцелуях на экране и сегодня речи не идет. С другой стороны, ведущие кинорежиссеры часто достаточно независимы. Так как государственного финансирования недостаточно, многие из них работают со спонсорами. Франция активно вкладывается в иранское кино. Махмальбаф много снимает в Афганистане, в Таджикистане. Не знаю, насколько сейчас сильна его конфронтация с властью, но вот его лента "Любовь" (в прокатном варианте она называется "Секс и философия") — она не может вызывать вопросов. Там женщины с непокрытой головой и питие на брудершафт... Но, между прочим, именно из-за проникновения за границу этих относительно независимых режиссеров Иран претендует сегодня на лидерство в сфере кино во всем регионе.
- Местные фильмы еще можно не допустить до зрителя, но как возможно запретить показ иностранных лент?
- Меня тоже очень интересует этот вопрос. У них ведь есть и Интернет, и спутниковое телевидение, так что как это сделать технически — я не знаю. Думаю, это невозможно, и власти вынуждены будут смириться с тем, что американские фильмы останутся.