"Золотой орел" как альтернатива мордобою

На "Мосфильме" прошел двухчасовой рекламный ролик Никиты Михалкова. Попутно наградили киношников и телевизионщиков.

В субботу в первом павильоне киноконцерна "Мосфильм" вот уже в третий раз вручали "Золотых орлов". Как обычно, изобильно были представлены теле- и кинозвезды, вечерние платья, смокинги и небезызвестная водка, которой там поят всех присутствующих ежегодно. Как всегда, было плохо с интригой.

Собственно, тяга Никиты Сергеевича к державности, пафосности и стабильности столь устойчива, что посещать церемонию ежегодно нет никакой нужды, достаточно все увидеть один раз. Церемония третий год идет по накатанной, отличия минимальны, разве что в прошлом году перед началом показывали Дзигу Вертова, а в нынешнем — Сергея Эйзенштейна. Дежурный ведущий церемонии Никита Михалков все с той же тональностью вызывает на сцену победителей, которые говорят дежурные слова благодарности, потом показывают нарезку из фильмов приглашенных Больших Знаменитостей, и, предваряя дежурные вежливые слова Приглашенной Звезды, зал им хлопает стоя. И апофеозом после финальных слов о счастливом возрождении русского кино в зал с ежегодной регулярностью жахают дождем из золотого серпантина.

Нет, кино действительно возрождается, спору нет, достаточно вспомнить, что за неполный месяц 2005 года почти недосягаемую раньше отметку в миллион долларов кассовых сборов взяли сразу три российских фильма.

Понятно, что кассовый успех — отнюдь не свидетельство высоких художественных достоинств картины, но в том-то и уникальность "Золотого орла", что он умудрился не подфартить никому. Высоколобые киноэстеты обиделись на невнимание номинационной комиссии к "Времени жатвы", "Долгому прощанию", "Настройщику", "Играм мотыльков", "Четырем", "Богине" и другим арт-хаузным лентам. "Попсовики" шумели на невнимание к кассовому рекордсмену "Ночному дозору", который не попал ни в одну престижную категорию. В итоге киноакадемикам осталось не так много — пять картин, которые и были равномерно размешаны по всем номинациям: "Свои", "72 метра", "Мой сводный брат Франкенштейн", "Водитель для Веры" и "Папа".

При этом по большому счету мало кому было интересно, кого из них назовут лучшим фильмом, а кому достанутся утешительные призы "Лучший режиссер", "Лучший сценарий" и т. п. Тем более что, зная Михалкова, можно было не сомневаться: все сестры получать по серьгам, и всерьез никого не обидят, ситуация на "Золотом овне", когда кинокритики прокатили "Моего сводного брата Франкентейна" во всех номинациях, на "Орле" случиться не может в принципе. Уж в чем в чем, а в неумении выдерживать баланс Никиту Сергеевича упрекнуть сложно.

Так и случилось. Лучшим фильмом стало детище двух главных устроителей церемонии — Первого канала и михалковской студии "Тритэ" — фильм "72 метра".

"Подводная трагедия" Алексея Хотиненко обошла триумфатора "Золотого овна" и чемпиона по количеству номинаций — фильм Дмитрия Месхиева "Свои", но устроители уровняли ситуацию, дав "Своим" сразу трех полновесных орлов в престижных категориях: за лучший сценарий, операторскую работу и главную мужскую роль. "Водителя для Веры" и "Моего сводного брата Франкентейна" равновесно утешили двумя наградами — по одной престижной и по одной в категории не столь весомой.

И подобная "умеренность и аккуратность" во всем, вплоть до мелочей.

Согласился приехать Фрэнсис Форд Коппола и получить награду "За вклад в мировое искусство"? Ну надо порадеть человеку, давайте в категорию "Лучший зарубежный фильм" поставим номинантом работу его дочери Софии "Трудности перевода" — нам все равно, а классику приятно.

По сути, вся эта церемония делается уже вовсе не для награждения лучших фильмов. Очень заметной была работа в пользу одного из учредителей премии — Первого канала. Константин Эрнст практически не сходил со сцены, а едва ли не во всех телевизионных номинациях орлы ушли главному телеканалу. Не иначе как "первые на первом" решили обзавестись собственной премией, окончательно разочаровавшись в ТЭФИ, которая который год мстительно оставляет без наград продукцию главного канала страны.

Но настоящее предназначение "Золотого орла" блистательно продемонстрировал сам Михалков. Никита Сергеевич уже столько раз говорил, что к присуждению премий никакого отношения не имеет и даже не голосует никогда, что впору ему действительно поверить. Кому дать цацку — для него, наверное, и впрямь не главное. Главное — отпиарится по полной.

Церемония присуждения национальной премии фактически превратилась в бесстыжий до наглости рекламный блок двухчасовой продолжительности.

Пиарилось все: банк Никиты Сергеевича поминали едва ли не каждые десять минут, не забыли и про одноименную водку. Отдали должное и фонду, который возглавляет жена "непричастного" (Татьяна Евгеньевна Михалкова вручала приз в одной из номинаций), обратили внимание на актерское дарование дочери: Анна Никитична оказалась в числе претенденток на главную женскую роль, хотя на "Золотом овне" эта актерская работа фигурировала в списке "женских ролей второго плана". Ну и, конечно, Никита Сергеевич. Верхом самолюбования стал едва ли не пятиминутный сюжет, где сначала крутили эпизоды из давнего фильма Михалкова, а потом сам виновник торжества (в ином качестве его воспринимать было уже сложно) долго и ужасно пел под казачий хор.

Верно заметил один из участников церемонии: "Когда Никита был юношей, он любил драться, но никогда не бил художников. А когда он вырос — стал нас награждать".



Сайт управляется системой uCoz