"Пилот" помянул штурмана

// Прошел вечер памяти Александра Татарского
Показ анимация

В "Актовом зале" проекта FAБRИKA прошел первый из цикла вечеров, посвященных памяти известного мультипликатора Александра Татарского, умершего 22 июля. На показе фильмов студии "Пилот", которую создал Александр Татарский, присутствовала МАЙЯ ъ-СТРАВИНСКАЯ.

Переполненный зал, стены которого выкрашены в черный цвет, только на первый взгляд выглядел траурно. Собравшиеся здесь аниматоры пришли вспомнить "папу Сашу" и его детище — студию "Пилот", которая для многих ассоциируется с самыми счастливыми воспоминаниями. Через эту студию прошли чуть ли не все современные российские мультипликаторы и не только в связи с последним крупным проектом "пилотовцев" — циклом мультфильмов по мотивам сказок народов России "Гора самоцветов", но и благодаря одному из первых "пилотовских" альманахов — "Лифт". На этом проекте Александру Татарскому удалось собрать не только самых талантливых аниматоров России, но и воспитать свою школу, и "курсанты", как принято называть "пилотовских" воспитанников, работают на студии до сих пор.

И для них этот опыт, когда режиссеры могли в студии делать все, что хотели и как хотели, оказался не менее важным, чем азы мастерства. Как с такими принципами студии удалось сводить концы с концами, трудно себе представить. Ведь даже заказные проекты на "Пилоте" делали на совесть. Показательный случай — клип, который заказал в 1995 году Александру Татарскому продюсер никому не известной группы. В результате бездарная музыкальная композиция утонула в переполненной гэгами картинке, и из клипа получился энергичный и очень смешной мультфильм "Братья Пилоты снимают клип для МTV".

Кажется, что и жизнь студии того времени вели совершенно мультяшную. Участники вечера рассказывали байки про то, как старушки, проходя мимо церкви Трех Святителей на Кулишках на Малой Грузинской (именно там в 88-м году возникла студия), в ужасе крестились и пробегали мимо. Из окон раздавалась "Хава нагила". По воспоминаниям, заливщицы почему-то любили работать под эту музыку. Или как в "келейке" стоял антикварный патефон и играл одну и ту же песню. А рядом с патефоном в аквариуме сидела лягушка, которая научилась ритмично подквакивать. "Пилотовцам" удавалось весело жить в невеселое время. Когда множество российских аниматоров уезжало за рубеж, независимая студия "Пилот" не стала спасением, но предоставила выбор, альтернативу.

Корифей отечественной анимации Эдуард Назаров сказал корреспонденту Ъ: "Создание 'Пилота' было смелым и безумным шагом. Это было очень важно для российской анимации в целом. Тогда все говорили и никто не делал. И от того, что это состоялось, мы впали в эйфорию, которая и не снилась советским аниматорам. И эйфория эта вдохновляла нас больше чем что бы то ни было. Ничего театрального, просто весело, наотмашь, с удовольствием". После смерти Александра Татарского коллектив студии принял решение, что руководить "Пилотом" будет художественный совет во главе с Эдуардом Назаровым. "Ничего не изменится,— говорит Эдуард Назаров,— только приняли решение изменить название. Теперь студия будет называться — 'Студия "Пилот" Александра Татарского'. Конечно без Саши будет тяжело, но мы будем стараться".

В следующий четверг можно будет увидеть фрагменты документального фильма Натальи Лукиных об Александре Татарском, а 30 августа, на 40-й день, в "Актовом зале" покажут работы самого маэстро, в том числе впервые мультфильм "Кстати о птичках" 1974 года, его специально оцифруют к этому вечеру. Именно с этого фильма началась московская слава киевлян Александра Татарского и Игоря Ковалева. Покажут и слайд-шоу из эскизов последнего проекта, над которым работал Александр Татарский,— полнометражного фильма "Сумасшедшие волосы". По словам Эдуарда Назарова, этот фильм на студии собираются вскоре закончить.



Сайт управляется системой uCoz