Неправильное кино

// Объявлена программа III фестиваля Open cinema

Сегодня пройдет презентация для прессы III Международного фестиваля короткометражного кино и анимации Open cinema, который откроется 17 августа на пляже Петропавловской крепости, чтобы продлиться затем до 25 августа в киноцентре "Родина" и Доме кино. Зачем нужен этот фестиваль, задумался МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.

Кинофестивалей много не бывает, существует какая-то, научно еще не объясненная, связь между их количеством и интенсивностью кинопроцесса. Связь не обязательно прямая, скорее обратная. То есть не тем больше фестивалей, чем больше фильмов, а, напротив, тем больше фильмов, чем больше фестивалей. Тем не менее организаторам Open cinema неизбежно придется столкнуться с вопросом: а на кой ляд, собственно говоря, в Петербурге "самый масштабный кинофорум короткого метра в России", как представляется фестиваль, если уже существует "Послание к человеку", Международный фестиваль документального, анимационного и короткометражного игрового кино (единственный, между прочим, в России, кроме Московского кинофестиваля, включенный в скудную номенклатуру FIAPF — интернациональной организации, легитимизирующей фестивали)?

Безусловно, Open cinema пока не может конкурировать с "Посланием" по многим параметрам, хотя бы по звонкости имен режиссеров, входящих в жюри или отдающих свои фильмы на конкурс. Не может, но и не хочет. Open cinema, например, представляет программу альтернативной российской анимации — проекта "КОМС.ру", включающего в себя анимационные хорроры, психоделику, готику и прочий ужас нечеловеческий. А "Послание" в последние годы практикует своего рода моральную цензуру: так, в 2006 году его организаторы говорили, что заведомо не отбирали фильмы со сценами насилия или обсценной лексикой, то есть руководствовались критериями, к качеству фильмов отношения не имеющими.

Географический охват Open cinema впечатляет в этом году наполеоновским размахом. Помимо программ видеоарта и анимации "ведущих кинодержав" будет представлены фильмы из Австралии, Гватемалы, Аргентины, Страны Басков, Таиланда. Опять-таки, есть ли среди этих фильмов шедевры, совершенно неважно. Политика даже главных международных фестивалей в последние двадцать лет строится по экстенсивному методу, так вышли на авансцену кинопроцесса сначала Китай, потом Иран, Южная Корея, отчасти Таиланд. Но до Канна или Венеции доходят только фильмы, сделанные "по-взрослому", а было бы интересно взглянуть — что, возможно, произойдет именно на Open cinema — на тот культурный бульон, в котором варится киномолодежь "маргинальных" стран. Снять "коротышку" может почти всякий, но хотя бы один из пары сотен этих всяких дорастет и до "настоящего" фестиваля.

Одним из самых интересных событий станет растянутый на два вечера показ фильмов Сергея Дебижева под общим названием "В реальном времени". Господин Дебижев, более известный, как автор полнометражной рок-галлюцинации "Два капитана-2" (1992) с участием "Аквариума" и Сергея Курехина, ведет в своих путешествиях по миру видеодневник, который затем, естественно, подвергается монтажу, но сохраняет при этом буддистское ощущение созерцательного переживания реалий Камбоджи, Индии или Иерусалима. Это кино, не укладывающееся в привычные фестивальные рамки, во всяком случае в рамки любого другого фестиваля, кроме "неправильного" Open cinema.



Сайт управляется системой uCoz