Винтаж перестройки
// "Люди и время" Сергея Борисова в Манеже
выставка фото
В Манеже, где на время ремонта собственного здания проводит свои выставки Московский дом фотографии, сегодня открывается ретроспектива Сергея Борисова "Люди и время", подготовленная при участии компании MasterCard. Ностальгией по 1980-м годам, главных культурных героев которых запечатлел Сергей Борисов, прониклась ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Профессиональная карьера Сергея Борисова сложилась еще в 1970-е годы, причем вполне удачно: фотограф работал с главными звездами тогдашней советской эстрады. Однако по-настоящему культовыми стали его снимки раннеперестроечной эпохи, дух которой он уловил не только раньше, но, наверное, и точнее всех. На выставке в Манеже есть фотографии, которые считают хрестоматийными восьмидесятники, принадлежащие к самым разным творческим кругам.
Театралы отметят замечательный портрет Анатолия Васильева, запечатленного на фоне афиши спектакля "Серсо", положившего начало новой театральной эстетике. И постановочную фотографию с участием одного из самых необычных и колоритных актеров васильевской труппы — карлика Валерия Светлова. Меломаны оценят фотографию группы "Диалог", которая словно бы повторяет обложку битловского альбома "Abbey Road" — только русские рокеры "идут" гуськом, лежа на тротуаре, а также ранние снимки Бориса Гребенщикова и Жанны Агузаровой. Знатоки современного искусства узнают знаменитую фотосессию-перформанс группы "Чемпионы мира" — ту, где молодой человек в белом костюме советского денди 30-х завис в прыжке над гранитными перилами Котельнической набережной на фоне сталинской высотки. И порадуются старым портретам таких молодых Владислава Мамышева-Монро, Сергея Бугаева-Африки или покойного Тимура Новикова. Особенно хороша фотография "Тимур-Савонарола", запечатлевшая лидера неоакадемистов, проповедующего через матюгальник на питерском перекрестке.
Впрочем, кто бы ни позировал Сергею Борисову — арт-деятели, теперь признанные живыми классиками, культовые тусовщики вроде одного из любимых персонажей фотографа — главного законодателя альтернативной моды Гарика "Ассы" или просто красивые девушки ("какие модели — просто знакомые, никаких моделей в те времена не было",— говорит фотограф), все они прежде всего оказываются "героями своего времени", иконами стиля, примерами артистического образа жизни. Даже респектабельные арт-начальники перед камерой Борисова охотно вспоминают свои богемные корни. Директор МДФ Ольга Свиблова и художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, скрестив бутылки, выпивают из горла шампанское на фоне афиши Фотобиеннале.
Люди, по-настоящему остро чувствующие моду, наделены столь же острым чувством времени и его преходящести. Ведь одно из главных свойств моды — ее скоротечность. А модники 80-х, которых снимал Сергей Борисов, вообще были помешаны на ретро — самые стильные люди Москвы в то время одевались на Тишинском рынке, где скупали широкоплечие старинные пальто и костюмы, для которых в то время еще не существовало слова "винтаж". Это самое ретро Сергей Борисов снимал с особой любовью — своих героев он часто запечатлевал на фоне сталинской архитектуры и гипсовых советских статуй. Сейчас диву даешься — сколько же в этих перестроечных фотографиях всевозможных атрибутов советского: даже красотки с самых эротических снимков то облачены в откровенные вечерние платья из красного знамени, то накидывают на обнаженное тело советские военные кители с орденами.
В то время, наверное, казалось, что все эти символы еще вполне живого и опасного "совка" должны оттенить обращенных в будущее "новых людей". Теперь понимаешь, что, возможно, они были первыми людьми нового времени не потому, что увидели наступление будущего, но потому, что первыми увидели, как уходит прошлое — и попрощались с ним.
Ретро оказывается главным стилем выставки Сергея Борисова , на которой представлены исключительно черно-белые фотографии. Это ч/б облагораживает и уравнивает всех — героев андерграунда и попсы, рок-звезд и людей с улицы. Ностальгическим выглядит даже снимок совсем юной Наташи Королевой, демонстрирующей как раз не альтернативную, а массовую моду 80-х — куртку из вареной джинсы с широким поясом и черной мини-юбкой. А десантники в тельняшках, которых Борисов снимал уже в 2000-е, выглядят не менее стильными, чем ряженные в советскую военную форму перестроечные модники.
Выставка в Манеже отнюдь не ограничивается 80-ми: Сергей Борисов продолжает снимать. Только вот новые герои у него появляются все реже и реже. Да, тут можно найти и портрет Романа Виктюка, качающего старинную куклу на фоне постера "Лолиты", и героиню художественной жизни 2000-х галеристку Стеллу Кей, которую фотограф запечатлел сидящей на крыше с видом на Кремль. Но и на них Сергей Борисов смотрит взглядом восьмидесятника, оценивающим не вклад, а стиль.