За Россию ответят "Двенадцать"

// Никита Михалков попал в главный конкурс Венецианского кинофестиваля
фестиваль кино

В главном конкурсе 64-го кинофестиваля Россию будет представлять фильм Никиты Михалкова "Двенадцать" (ремейк классической ленты Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин"). В параллельных секциях — еще три наши картины. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Нынешний год в Венеции считают юбилейным, ибо впервые кинофестиваль состоялся здесь ровно 75 лет назад — в 1932 году в рамках биеннале. Он длился с 6 июля аж по 21 августа. Конкурс не проводился, но 25 тыс. зрителей пришли посмотреть лучшие фильмы разных стран — и немые (среди них "Земля" Александра Довженко), и первые звуковые. Приехали Грета Гарбо, Кларк Гейбл и другие звезды золотого века Голливуда. Публика выступала в роли жюри: она выбрала "самый забавный", "самый трогательный" и "самый оригинальный" фильмы. Лучшим режиссером был признан советский — Николай Экк, создатель "Путевки в жизнь".

Демократия, однако, быстро закончилась. На втором фестивале, который состоялся в 1934 году, присуждались два "Кубка Муссолини" — за лучший итальянский и лучший зарубежный фильм, причем решал их судьбу президент фестиваля. Кэтрин Хепберн была удостоена большой золотой медали Национальной фашистской ассоциации развлечений (была и такая). Приз за программу поделили между СССР и США (от нас были "Челюскин", "Пышка", "Петербургская ночь", "Иван", "Новый Гулливер"). В ту пору мы дружили с фашистами. К тому же большим поклонником советского монументального кино, чувствуя в нем немало родственного, был племянник Муссолини — один из кураторов итальянской культурной политики.

В 1935-м актерский приз переименовали в "Кубок Вольпи", в 1936-м впервые пригласили профессиональное жюри, в 1937-м в рекордные сроки построили дворец кино, который функционирует в этом качестве до сих пор. Венецию — самый почтенный по возрасту кинофестиваль мира — называют гранд-дамой фестивального движения. И вот даме исполнилось 75, хотя она скостила свой возраст за счет нескольких пустых лет, когда фестиваль не проводился.

В этом году директор Марко Мюллер собрал первоклассный состав режиссерских имен. "Золотого льва" за карьеру вручат Тиму Бертону, а юбилейный приз фестиваля — Бернардо Бертолуччи. Квентин Тарантино представит ретроспективу спагетти-вестернов. Экстраординарным будет жюри фестиваля: оно сплошь состоит из звезд, хотя в нем нет ни одной актрисы или актера, равно как и представителей других кинопрофессий, за исключением режиссерской. Таким образом, Венецианский фестиваль повторяет опыт, впервые предпринятый в 1982-м, когда ему исполнилось 50.

Нынешнюю судейскую коллегию можно было бы назвать "великолепной семеркой", или даже "семь разгневанных мужчин", если бы среди них, отвечая духу времени, не было двух женщин — знаменитых в режиссерском мире новозеландки Джейн Кэмпион и француженки Катрин Брейя. Им под стать и мужчины — голландец Пауль Верхувен, итальянец Эмануэле Криалезе, турок Ферзан Оспетек, мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту и китаец Чжан Имоу, на которого возложены функции председателя.

В главном конкурсе среди прочих будут соревноваться новые картины Брайана де Пальмы ("Отредактировано"), Питера Гринуэя ("Ночной дозор"), Тодда Хэйнса ("Меня там нет"), Ли Кан-Шена ("Помоги мне, Эрос"), Кена Лоуча ("Это свободный мир"), Энга Ли (Lust, Caution) и Никиты Михалкова ("Двенадцать"). Последнего фильма в Венеции ждали еще в прошлом году, когда господин Михалков представлял здесь ретроспективу советских мюзиклов, но тогда режиссер не успел его закончить. В 1992 году его "Урга" завоевала в Венеции "Золотого льва", оттеснив на второе место одну из лучших работ нынешнего председателя жюри Чжан Имоу "Зажги красный фонарь". Фильм "Двенадцать" — двух-с-половиной-часовая камерная судебная драма, в процессе которой судят чеченского мальчика, подозреваемого в убийстве своего отчима.

В конкурс короткого метра отобрана экологическая притча Леонида Рыбакова "Люди из камня" (интересно, что его сопродюсер — Анна Михалкова). В "Неделе критики" примет участие фильм "Отрыв" Александра Миндадзе, сделанный в жанре экзистенциальной драмы; как режиссерский дебют он сможет также принять участие в борьбе за приз Дино де Лаурентиса. В секции "Венецианские дни" покажут нашумевший на родине, но пока неизвестный за границей "Груз 200" Алексея Балабанова. Так что Венеция вновь подтвердила свою приверженность российскому кино.



Сайт управляется системой uCoz