Иваново вспомнило родство

ПРИЗЫ I Международного кинофестиваля "ЗЕРКАЛО" имени Андрея Тарковского:
Иваново, 6-13 июля 2007г.

Гран-При фестиваля (Лучший игровой фильм ) — "Драма/Мекс" (реж. и авт. сценария Герардо Нараньо; Мексика)

Лучшая режиссерская работа — Срдан Голубович (фильм "Ловушка"; Сербия-Германия-Венгрия)

Лучшая женская роль присуждена актрисе Сун Мей (фильм "Перевозка арбузов", реж. Бранко Шмидт; Хорватия)

Лучшая мужская роль присуждена актеру Дарси Улафссону (фильм "Дети", реж. Рагнар Брагасон; Исландия)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков присужден фильму "Дети" ( реж. Рагнар Брагасон; Исландия)

Приз зрительских симпатий — "Путина" (реж. Валерий Огородников; Россия)

Приз Президента фестиваля присужден фильму "Ванечка" (реж. Елена Николаева; Россия)

Приз "За выдающийся вклад в киноискусство" присужден кинооператору Вадиму Юсову

В старинном русском Иванове, которое устало донашивать советское звание текстильного города невест и давно не хочет довольствоваться одной лишь принадлежностью к кольцевому интуристовскому маршруту, прошел первый Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало".

Кинофестиваль имени кого бы то ни было является безусловной методологической новостью. Кроме того, у Андрея Тарковского-младшего, возглавляющего фонд отца, могли быть и другие резоны выступить против использования отцовской фамилии в новом бренде. Видимо, он полагал, что само слово "Зеркало" уже в достаточной степени заряжено тарковским смыслом. Поскольку наследник рода в течение недели в Иванове так и не появился, преодолеть эти разногласия, судя по всему, полностью не удалось. Однако и тех, кто настаивал на именном проекте, понять можно. Тарковский родом из села Заовражье, во время войны жил с мамой и сестрой в соседнем Юрьевце, он признан во всем мире, в марте ему исполнилось семьдесят пять — в общем, юбилей великого сына здешних мест представляется достойным поводом подарить не избалованному культурными подношениями городу свой праздник. В перспективе традиционный, что обещано нынешним ивановским губернатором Михаилом Менем, сыном своего удивительного отца, священника Александра Меня, который — скрещение судеб — учился с Тарковским в одной школе. Короче говоря, многое тут сошлось.

Такого рода маленькие фестивали, предполагающие показ десятка новых фильмов и высадку столичного артистического десанта, считаются неплохим средством скрепить страну горизонталью культурной власти, и этим с успехом занимаются многие — от Смоленска до Благовещенска. А у Иванова, кроме того, был еще и шанс занять никем не занятую нишу: вроде бы фестиваль, освещенный именем такого автора, как Тарковский, по определению предполагает постановку смыслового ударения на российском арткино в контексте арткино мирового: что это сегодня такое? как и чем живет, да и живет ли?

Основатели и устроители "Зеркала" во главе с генеральным продюсером Алексеем Горнизовым сделали на этом пути несколько последовательных шагов. В фестивальные президенты позвали актрису Инну Чурикову, которая хоть и не снималась у Тарковского, но играла в его ленкомовском "Гамлете" несчастную Офелию, а главное, обладает безукоризненной художественной репутацией. Исполнить обязанности председателя жюри пригласили режиссера Тео Ангелопулоса, чьи медитативные фильмы занимают в реестре кинематографических достижений мира совсем не последние места. Усилиями составителя международного конкурса Сергея Лаврентьева, который в своей "прошлой жизни" кинокритика запальчиво выступал против нарциссического авторства и за демократичность художественных форм, сложилась совсем не стыдная программа. В нее вошли даже фильмы, гордо отказавшие во взаимности ММКФ (речь про не лишенную назидательности сербско-венгро-германскую психодраму "Ловушка" — ее автор Срдан Голубович получил в Иванове приз за режиссуру).

Жюри под водительством господина Ангелопулоса оказалось на высоте. Не принялось, как это кое-где происходит, кадить хозяевам и благодарить призами за гостеприимство — оставило российских конкурсантов без своих милостей ("Путина" Валерия Огородникова получила приз зрительских симпатий) и всем другим фильмам предпочло пряную "Драму/Мекс", где под истовым мексиканским солнцем в жарком мексиканском песке сплелись две нетривиальные любовные истории. Наконец, важными опорами фестивального здания "Зеркала" стали полная ретроспектива самого Тарковского и свод наших и западных неигровых фильмов о нем, построенных на уникальной хронике.

Сложнее оказалось с новым российским игровым кино, выделенным в отдельную секцию. Присутствие там "Изгнания" Андрея Звягинцева, что бы по поводу этого фильма ни думать, само по себе понятно и не вызывает вопросов. Равно как и наличие в списке "Яра" Марины Разбежкиной. Отсутствие "Александры" такие вопросы вызывает — впрочем, зная о непростых отношениях Александра Сокурова с российским фестивальным движением, легко допустить, что по каким-то причинам он решил воздержаться от участия даже в фестивале имени Тарковского. Можно смириться, глубоко вздохнув, с мелодрамой Веры Глаголевой "Чертово колесо" и комедией Романа Качанова "Неваляшка": в конце концов почему бы и не быть такому концепту — новейшие авторские фильмы в общем русском кинопейзаже; силуэты, так сказать, на фоне? Но вот не просто показывать, а еще и показательно награждать президентским призом фильм "Ванечка" Елены Николаевой — женскую истерику в вульгарных сериальных формах — на таком фестивале категорически не стоило. Ссылки на личный выбор президента похожи на лукавство: ивановская премьера "Ванечки" была обставлена с особой торжественностью, ее почтил своим присутствием губернатор Мень с окружением, и сдается мне, что судьбой "Ванечки" в фестивальном штабе озаботились и помимо Инны Михайловны Чуриковой (игнорируя художественную планку, которую сами же и подняли, присвоив "Зеркалу" имя не кого-нибудь). Собственно, составитель российской программы Ирина Павлова подтвердила мне, что "Ванечка" утвердился в программе в обход ее желаний.

Так что первый фестиваль вышел кентавром. В него было вложено много сил, и у него много достоинств. Роскошное пространство — Иваново, Юрьевец, Шуя, Плес, Кинешма. Отличная публика, готовая вступать в отношения с серьезным кино и не обращать внимания на обидные бытовые обстоятельства вроде дырявой крыши в кинотеатре, сквозь которую во время сеансов очень по-тарковски сочился дождь, или некачественной проекции, из-за чего всем фильмам сообщалась тотальная визуальная мрачность. И в то же время коронация злополучного "Ванечки", привкус неосоветского угара, тяготеющие к шансону песни про "мою Россию" и "белый парус кино", коммунистка Елена Драпеко в ранге почетной гостьи, высаживающей фруктовое дерево во дворе юрьевецкого Музея Тарковского (где, скажите мне, Драпеко и где Тарковский? и почему нет среди гостей его музы Маргариты Тереховой и его "эккермана" Ольги Сурковой? и при чем здесь Станислав Говорухин и Лев Прыгунов?). Безусловный апофеоз церемонии закрытия: Иосиф Кобзон выходит на сцену наградить могучего кинооператора Вадима Юсова за вклад в мировое киноискусство и не уходит, пока не споет три песни и пока не становится ясно, что награда Юсову — это повод дать Кобзону спеть для народа.

"Зеркало" сейчас на распутье, и ему надо выбирать, куда двигаться. Держать ли в уме имя, которое обязывает к эстетической разборчивости, но обрекает на не самый широкий круг поклонников, или дрейфовать в сторону народных гуляний. Третьего не дано. Третье — это Тарковский во всю ивановскую, страшный сон.



Сайт управляется системой uCoz