Премьера панк-оперы Эмира Кустурицы в Париже
Никита Татарский: Парижский оперный театр Бастилии предложил зрителям необычную театральную постановку. До середины июля здесь идет первая в мире панк-опера: "Время цыган" культового режиссера Эмира Кустурицы.
Наталья Руткевич: Почти все знают Эмира Кустурицу как кинорежиссера, снявшего фильмы "Подземелье", "Жизнь — это чудо", "Черная кошка, белый кот", "Аризонская мечта" и другие. Гораздо меньше Кустурица известен как музыкант, основатель группы The No Smoking Orchestra. И почти никто до недавних пор не представлял его себе в роли театрального постановщика.
Первыми увидели новое творение Кустурицы — панк-оперу "Время цыган" — зрители Парижского оперного театра "Бастилия". Эта постановка — в некотором роде переложение одноимённого фильма Эмира Кустурицы 1988 года. Но в опере "Время цыган" отсутствуют диалоги и речитативы: все действие строится на последовательности музыкальных номеров, исполняемых на ромском языке и в разных декорациях.
Рассказывает художественный обозреватель радио Франс Интер Жерар Куршель, побывавший на премьере...
Жерар Куршель: Это музыкальное произведение — нечто среднее между притчей и фарсом. Для Кустурицы музыка всегда была важна в его фильмах, и "Время цыган" — это перевод его музыкального мира, его кинематографа, на язык оперы. Сценарий фильма "Время цыган" идеально подходит для театра. Там есть любовная история, жанровые и комедийные сцены, социально-политический контекст, похищение детей и цыганская мафия. Сценарий переложили в отличное либретто.
Наталья Руткевич: Либретто для оперы написал Ненад Янкович, он же внес свою лепту в создание музыки, наравне с Дежаном Спаравало и Стрибором Кустурицей, сыном Эмира — все они участники коллектива The No Smoking Orchestra. Видевшие фильм "Время цыган" хорошо помнят его саундтрек, написанный Гораном Бреговичем. Но композитор уже давно поссорился с режиссером, и потому мелодии в парижской опере звучат иные. Как утверждают многие зрители, не менее зажигательные, чем у Бреговича.
А вот что говорит о своей новой работе сам Кустурица...
Эмир Кустурица: Эта опера не слишком похожа на оперу. Такого рода произведение могла бы написать, скажем, британская комик-группа "Монти Пайтон". Опера "Время цыган" чем-то напоминает фильм, и, вместе с тем, на него непохожа. В опере много панк-музыки, и если бы панк-движение возникло столетием раньше, то существовал бы жанр, к которому я отношу мое произведение — а именно панк-опера. Вообще удивительно, насколько опера и театр в целом позволяют абстрагироваться и дают свободу воображению. Это намного больше подходит для моих историй, нежели реалистичный мир кино. До такой степени, что я решил вообще больше не снимать кинофильмов, а всерьез заняться написанием опер.
Наталья Руткевич: Эмир Кустурица славится чувством юмора и в мире кино прослыл чудаком. У себя на родине, в Сербии, он живет и работает в придуманной и построенной им самим экологической деревне, он же исполняет обязанности ее мэра. В деревенском театре и проходили репетиции "Времени цыган". Зная все это, видеть "Время цыган" на сцене парижской оперы, одной из самых консервативных и чопорных в мире, довольно странно. Но пересадка панк-творения на новую почву прошла весьма успешно. Французская публика оказалась не такой уж чопорной: зрители притоптывают в ритм цыганским мелодиям, бурно радуются появлению на сцене живых гусей и трактора и регулярно стоя аплодируют певцам и музыкантам, что в местной опере скорее редкость. После премьеры 28 июня французская газета "Фигаро" опубликовала статью под красноречивым названием "Кустурица взял Бастилию"...
А вот что думает сам именитый постановщик о работе с парижским оперным театром...
Эмир Кустурица: Мы очень благодарны директору Парижской оперы господину Жерару Мортье, который позволил нам работать в исключительно хороших условиях. Играть здесь нам, как это ни странно, легко и приятно. Я говорю "как это ни странно", потому что мы совершенно не привыкли работать в таких организованных структурах. И скажу честно, сначала мы волновались... Но потом страх прошел — и это вам скажет каждый участник моей труппы!
Наталья Руткевич: Не обошлось, конечно, и без казусов. Рассказывают, что Кустурица планировал запустить гусей летать прямо над головами зрителей, но Жерар Мортье попросил его отказаться от этой идеи, объяснив, что во Франции соблюдаются строгие меры по предупреждению птичьего гриппа.
И все-таки, чем объясняется столь шумный и неожиданный успех панк-оперы? Помимо оригинальной концепции, веселой музыки и экстравагантных декораций, театральные критики видят во "Времени цыган" удивительное смешение жанров и настроений. В мире Кустурицы серьезное быстро становится легкомысленным, а грустное смешным — именно это и покорило публику Парижской оперы "Бастилия". Которой Кустурица преподнес неожиданный подарок, объявив представление 14 июля, то есть в День взятия Бастилии — бесплатно открытым для всех желающих.