В Риме пересмотрели русскую классику

// Лучшим режиссером признан Сергей Бобров
фестиваль кино

В Риме завершился 1-й международный фестиваль телевизионного игрового кино RomaFictionFest. С его программой, атмосферой и итогами ознакомился АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Кинопродукция, которая делается для телевидения и по его заказу, часто, а иногда и справедливо считается второсортной. Однако в Риме создали фестиваль, призванный доказать обратное. Здесь собрали несколько разнообразных программ, состоящих из фрагментов больших сериалов, отдельных фильмов и мини-серий. Темы и жанры самые разнообразные — от биографий до научной фантастики и комедий в британском стиле.

Не прошло и года со времени сенсационного 1-го фестиваля RomeFilmFest. Первым победителем того "большого" Римского фестиваля стал фильм Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". А на нынешнем первом римском телевизионном приз за режиссуру присужден Сергею Боброву — постановщику трагикомедии "Последний забой" о шахтерах, которые решили взорвать себя в шахте, чтобы спасти от нищеты свои семьи. Похож был и принцип награждения: в первом случае жюри состояло из 50 киноманов и единственного профессионала Этторе Сколы, во втором — из 30 кинозрителей во главе с актрисой Ассумптой Серной.

В Риме вспоминают, что на заре своего существования итальянское телевизионное кино обратило внимание на русскую литературную классику. В это время здесь прогремел после нобелевского скандала "Доктор Живаго", Достоевский был самым популярным писателем в итальянской школе, Висконти экранизировал "Белые ночи", а в "Рокко и его братьях" использовал мотивы "Идиота". Телекомпания RAI пошла на небывалый риск: поставила 27 сентября 1958 года экранизацию "Униженных и оскорбленных" в прайм-тайм, сразу вслед за самой рейтинговой развлекательной передачей. После небывалого успеха этого эксперимента русские романы (а также повести и пьесы) покатились на итальянских телезрителей снежным комом. За четверть века были адаптированы "Отцы и дети", "Идиот", "Игрок", "Капитанская дочка", "Воскресение", "Обломов", "Братья Карамазовы", "Бесы", "Записки из подполья", "Анна Каренина", "Роковые яйца", "Чайка", "Преступление и наказание", чеховские "Три года" и даже "Что делать?" Чернышевского. Почти всем этим затеям сопутствовали астрономические рейтинги.

Благодаря "русским сериалам" RAI набрала художественную высоту, в их создании приняли участие важные режиссеры (Уго Грегоретти), композиторы и актеры. Джан Мария Волонте впервые прославился в роли Рогожина, Леа Массари блистала в ролях Грушеньки и Анны Карениной. Несмотря на то что снежные просторы Московии и Сибири снимались в горах рядом с Неаполем, ощущение достоверности было полным. О полноценности этих экранизаций свидетельствовали в своих комментариях интеллектуалы и эксперты-русисты — Анджело Мария Рибеллино, Витторио Страда и Сирена Витале.

Все это кончилось, когда возникли частные телеканалы, а экраны заполнились американскими и итальянскими мыльными операми. Новая экранизация "Воскресения", хоть и осуществленная в 2002 году классиками братьями Тавиани, рейтинга не имела. Теперь Римский фестиваль устроил ретроспективу всех этих картин, которые считаются классикой золотого века итальянского ТВ. А постскриптумом к ней послужили показы новых русских сериалов — "В круге первом" Глеба Панфилова и свежей версии "Войны и мира". Впрочем, последняя снята по-английски с международным составом, а Россию в ней представляет главным образом Владимир Ильин в роли Кутузова.



Сайт управляется системой uCoz