Кен Рассел. Enfant terrible британского кино
3 июля британскому кинорежиссеру Кену Расселу /Henry Kenneth Alfred Russell/ исполнилось 80 лет. Он родился в Саутгемптоне. Ветеран Второй мировой войны. Карьеру начинал на телевидении. Первый полноформатный художественный фильм, комедия "Французское платье" /French Dressing/, представил зрителям в 1963 году. Среди самых известных киноработ Рассела — фильмы "Влюбленные женщины" /Women in Love/, "Любители музыки" /The Music Lovers/ (кинематографическая биография Петра Чайковского), "Дикий мессия" /Savage Messiah/, "Томми" /Tommy/ (киноверсия знаменитой рок-оперы группы The Who), "Готика" /Gothic/, "Русский дом" /The Russia House/ и другие. Рассел до сих пор снимает, преподает режиссерское мастерство в университете Уэльса. Он — автор нескольких книг о кинопроизводстве и истории британского кино, а также пяти романов, последний из которых, "Осквернение" /Violation/, вышел в прошлом году.
Творческую судьбу, тематику и стиль фильмов Кена Рассела определили три источника его вдохновения: музыка, природа родной Южной Англии и неподдельный интерес к проблемам секса, который у него обычно сопряжен с религиозными исканиями. Нередко в своих фильмах и романах он создает причудливую смесь музыкально-сексуально-религиозно-букалических повествований. Яркий пример такой гремучей смеси — его знаменитый, снятый в Америке фильм "Преступление страсти" /Crimes of Passion/ 1984 года. Однако мещанский консерватизм Голливуда сдерживал и подавлял художественные импульсы привыкшего эпатировать публику режиссера, Рассел навсегда распрощался с Америкой и вернулся в Англию.
Музыкальные интересы Рассела поражают своей широтой. Наряду с фильмами о Чайковском, Элгори, Дебюсси, Малери, он снимал ленты об Элтоне Джоне, Клифе Ричарде, снял рок-оперу группы The Who — Tommy. Репутация скандального и бросающего вызов традиционной морали режиссера возникла после выхода на экран его киношедевра "Влюбленные женщины" по роману Лоренса, где впервые в британской кинематографической практике было нарушено табу на фронтальный показ обнаженного мужского тела. Этот киноскандал сопровождался невероятным для Англии кассовым успехом.
Но и на восьмом десятке лет этот enfant terrible британского кино не утратил ни творческой энергии, ни своей привычки бросать вызов общественной морали и обыденному здравому смыслу. В прошлом году он опубликовал шокирующий футуристический роман, в котором футбол становится национальной религией Англии.