Госкино, оказывается, разбирается в порнографии
Практика киноцензуры в нашей стране, позаимствованная у соседей с Украины, вышла после "Бората" на новый этап. На этот раз чиновники Госкино объявили "порнографией" фильм компании "Кино Без Границ" — "ЗАПРЕЩЕНО К ПОКАЗУ!" /Destricted/, арт-проект пяти режиссеров с мировыми именами и под руководством Гаспара Ноэ, премьерованный в основной программе позапрошлогоднего Каннского МКФ и посвященный теме влияния порнографии на современного человека. Причем объявили аккурат перед релизом картины на этой неделе, сорвав его роспись в столичных кинотеатрах. Обвинение непорнографического фильма в порнографии и нарушение коммерческих интересов — дело для истории мирового кинопроката обычное, но в России случилось впервые. Мы попытались выяснить у руководства компании "Кино без Границ", Сэма Клебанова и Антона Мазурова, все подробности скользкой ситуации. Скользкой, естественно, для Госкино, чиновники которого решили, по всей видимости, начать борьбу с порнографией не с десятков ларьков Савеловского рынка и "Горбушки" (где и продается настоящая порнография), а почему-то с арт-проекта Гаспара Ноэ, Ларри Кларка, Марко Брамбиллы, Мэттью Барни...
БЮЛЛЕТЕНЬ. Узнал в кассах, что сегодняшний показ фильма, несмотря на не-выход его в прокат, состоится — билеты были на него раскуплены еще на выходных, а отборщики фестиваля еще ходят не в наручниках... Странная ситуация. Что же происходит?
СЭМ КЛЕБАНОВ. Так и есть. Выхода на самом деле два. Или надо признать, что Каннский и Московские фестивали являются злостными распространителями порнографии и нужно срочно "пресечь эту практику и виновных привлечь к ответу", потому что, как оказывается, фильмы с обнаженными человеческими телами и актерами, совершающими интимные действия, можно запросто назвать порнографией. Или нужно признать, что Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии до сих пор не определилось, где проходит грань между искусством и порнографией, и эту грань прокладывает там, где его сотрудникам это "чувствуется". Я очень сомневаюсь, что они это делают правильно, потому что различия между искусством и порнографией не прописаны в законе. Мало того, не были привлечены никакие экспертные сообщества, чтобы оценить картину: никакой серьёзный анализ ее не был произведен. Прокатные удостоверения вообще-то выдаются достаточно быстро: обычно мы не пишем заявление, отдаём кассету, получаем документы, в данном случае это затянулось. В Госкино очень долго тянули с ответом, сообщили нам о негативных отзывах [о картине] лиц, ответственных за выдачу прокатных удостоверений, и попросили в письменном виде объяснить, почему мы хотим выпустить этот фильм. Однако, как нам говорят, ответ на наше заявление не может быть положительным.
БЮЛЛЕТЕНЬ. На каких еще фестивалях, кроме Каннского и Московского, он был показан?
АНТОН МАЗУРОВ. Каннские отборщики его обнаружили на фестивале "Сандэнс", после чего он был показан в официальной программе "Неделя критики" в Каннах.
СЭМ КЛЕБАНОВ. Заметим, что именно в официальной. Это особенно важно в свете того, что в Каннах есть еще фестиваль порнофильмов, который проходит часто параллельно, а иногда отдельно. На этом фестивале показывают настоящее порнокино, и фильм Запрещено к Показу не вошел, например, в программу этого порнофестиваля, который никакого отношения к Каннам не имеет. Его просмотрела и выбрала отборочная комиссия Каннского кинофестиваля, в которую входят люди с мировым авторитетом, что уже само по себе является некоей гарантией качества фильмов фестивальной программы. И уж точно гарантией того, что эти фильмы достойны большего, нежели обвинений в порнографии. Далее — Московский кинофестиваль, главный фестиваль, проводящийся в России, в программу которого его включил не кто-нибудь, а Петр Шепотинник. Мнение этих двух серьезнейших экспертных комиссий значит уже очень многое — а в частности, то, что Destricted является кино, а не порнографией.