Добро победило кино

//Завершился фестиваль "Послание к человеку"
фестиваль документальные фильмы

В пятницу в Петербурге завершился XVII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку". МИХАИЛУ Ъ-ТРОФИМЕНКОВУ показалось, что жюри зафиксировало победу добрых чувств над кинематографом.

С добрыми чувствами на "Послании" вообще-то беда. В том смысле, что их у членов жюри слишком много. Помню, как несколько лет назад, когда я был членом жюри на "Послании", ирландский коллега буквально бился в истерике, угрожая устроить скандал, если один из призов получит отличная французская короткометражка, черная комедия. Дело в том, что в ней условные бандиты целыми пионерскими дружинами истребляли не менее условных бойскаутов, но ирландец увидел в этом чуть ли не призыв к массовому детоубийству. А в прошлом году, например, отборочная комиссия даже не обсуждала фильмы, где отражалась неприятная реальность — наркотики там или обсценная лексика.

Среди победителей-2007 бесспорен лишь приз за лучший полнометражный документальный фильм, доставшийся норвежке Беат Арнестед за работу "Моя дочь — террористка". Прежде всего в силу действительно уникальной реальности "христианского терроризма", зафиксированной в нем. Воспользовавшись перемирием между армией Шри-Ланки и повстанцами-тамилами, госпожа Арнестед сумела уговорить сняться девушек, красавиц камикадзе, из партизанского спецподразделения. Реальность безнадежной гражданской войны поворачивается самыми разными сторонами — и сексуальной, и религиозной. По словам режиссера, на Шри-Ланке "есть страх перед женщинами в красивых сари, ведь любая из них может спрятать под сари взрывное устройство и пройти куда угодно". А в эпоху всеобщей истерики по поводу шахидов и шахидок очень своевременно звучит напоминание, что все цейлонские "тигрицы" — католички.

Главный же приз, "Золотого кентавра", получил лауреат "Оскара" ярославский аниматор Александр Петров за "Мою любовь", экранизацию романа Ивана Шмелева "История любви". Господин Петров вообще испытывает влечение к серьезной литературе, обращаясь то к Андрею Платонову, то к Эрнесту Хемингуэю. Да, его техника работы красками на стеклянных пластинах уникальна: этакая плывущая, тающая живописность. Но томление плоти гимназиста, готового к грехопадению и страшащегося его, вполне сусально. Хотя еще сусальнее и банальнее его мечты, переданные удивительно неизобретательно. Это ряженые грезы ряженых героев.

Зато "Сарафан" Александры Стреляной, награжденный как лучший короткометражный документальный фильм, несмотря на свой сюжет — русские народные свадебные обряды — избежал хотя бы греха этнографизма. Он торжественен, даже слишком торжественен: госпожа Стреляная, кажется, и к самому процессу съемки относится как к какому-то языческому ритуалу и словно боится остановить камеру, когда слишком красивый план уже явно зашкаливает по времени. А лучшим фильмом-дебютом признаны "Трое на усыновление" Бартека Конопки, муторная польская история смертельно больной женщины, отдающей своих детей "в хорошие руки".

О "Коллекции #1" Михаила Железнякова, лучшем короткометражном фильме документального конкурса "Окно в Россию", даже говорить не хочется. Как бы воспоминания лирического героя о своем детстве гораздо удачнее склеивал из старой хроники и фотографий Виталий Манский в "Частных хрониках" (1999): он открыл и закрыл тему даже не столько памяти, сколько манипуляции памятью. Господин же Железняков на голубом глазу рассказывает, что в детстве считал "дедушку Ленина" своим покойным отцом, но этому почему-то не веришь ни на грош. А настоящим победителем "Окна в Россию" в категории "лучший полнометражный документальный фильм" стоит считать не только Аркадия Когана, но и героя его фильма-монолога "Юрий Арабов. Механика судьбы" — поэт и знаменитый сценарист знает, как держать внимание зрителя.



Сайт управляется системой uCoz