Топ 10 Антона Мазурова на ММКФ
Мы с Сэмом Клебановым сделали в преддверии последнего ММКФ каждый по своей горячей десятке фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ. Она пользовалась популярностью в сети — и на нашем сайте, и активно распространялась в ЖЖ. Имея огромные возможности для просмотра многих фильмов в моменты их мировых премьер на крупнейших фестивалях и кинорынках мира, наверное, было бы преступно не посоветовать тем, кто любит кино то, что они могут не заметить. А не замечать этого не стоит. В этом году я решил выбрать не что-то потрясающее, но сложное для восприятия. Не радикальное арт-кино и не экзотику, существующую ради самой своей шершавой экзотической сущности. Вы это сами все найдете... например, случайно. Будет приятный сюрприз!
Я решил сконцентрироваться на фильмах, эмоционально воздействующих при заинтересованном искреннем просмотре на каждого зрителя. Возможно, некоторые из этих фильмов несколько простодушны по эстетике. Неважно, выйдут они в прокат или нет (многие выйдут), неважно фильмы это "Кино без границ" или нет (некоторые — наши). Я не искал перфекционистского совершенства режиссуры, а припомнил послевкусие. Конечно выбор — за Вами, естественно ММКФ существует и для просмотра нового русского кино, естественно нельзя пропускать программу Сергея Мирошниченко "Свободная мысль", потому как нового неигрового кино у нас ни по ТВ, ни на DVD днем с огнем не сыщешь, а со "свободой мысли" уже и того хуже. Естественно, кто-то уважает галеристскую деятельность нашей компании и посмотрит все картины нашей коллекции представленные на фесте. Фильмы в десятке расположены абсолютно произвольно, и на фестивале они тоже разбросаны по разным программам. Это неважно. Главное, что их показывают. И значит, Вы можете это увидеть. Удачного просмотра).
Антон Мазуров
1. "Фальшивомонетчики" /Falscher, Die/ (режиссер Стефан Рузовицкий)
Фантастическая история удачи, происходящая в концентрационном лагере. Какой-то парадоксальный финал, в который невозможно поверить. НО! Все основано на реальных событиях. Прекрасные актерские работы. И сама идея фильма о фальшивомонетчиках, сделанная в эстетике этой самой "фальши". Когда реальные события, о которых мы можем только догадываться фальсифицированы языком жанрового кино. Танго в финале и финальный диалог прекрасны.
2. "Я прислуживал английскому королю" /Obsluhoval jsem anglickeho kralé/ (Иржи Менцель)
Пресса (Берлинале 2007, Приз ФИПРЕССИ — международной федерации кинопрессы (Президент — Андрей Плахов) отдала свой голос волшебному гротеску Иржи Менцеля "Я обслуживал английского короля" (Obsluhoval jsem anglickeho kralé) — экранизации одноименного и много раз изданного и в России романа Богумила Грабала. Это не скрывающая своей архаичной и литературной природы трагикомедия, полная пантомимных гэгов и комиксовых физиономических типов, карикатурных примет запечатленного времени — стала чистым удовольствием для глаза. А сам автор — классик чешской режиссуры после длинного перерыва предстал в отличной творческой форме, сохранив в картине авторские менцелевские шестидесятнические знаки и сконцентрировав в двухчасовом фильме все сущностные чешские особенности. Сами чехи, относятся к картине крайне критически — эмблематического и наивного чеха-коллаборциониста — официанта, пытающегося разбогатеть и аккуратно преодолевающего череду злобных политических режимов, сыграл молодой носатый болгарин Иван Банев. Он без остатка растворился в персонаже, и чтобы не говорили чехи, превратился в настоящего и абсолютного чеха — нового Швейка.
3. "Лето в Берлине" ("Лето на балконе" /Sommer vorm Balkon/, режиссер Андреас Дрезен)
История двух подружек. Андреас Дрезен самый упертый исследователь "кризиса среднего возраста". Мы когда-то выпускали его "Гриль-бар "На полпути". И вот новая грустная комедия с живенькими песенками. Но за песенками и гэгами множество точных восточноберлинских деталей, трогательных и конкретных и очевидно, близких нашему менталитету.
4. "Любовь и честь" /Bushi no ichibun/ (режиссер Ёдзи Ямада)
Это не китайский экстрим, которому посвящена на фестивале целая программа. Это вообще японский фильм. Это третий фильм трилогии Ёдзи Ямады по произведениям Сухея Фудзисавы.
5."Затерянные в Пекине" ("Потерянные в Пекине" /Ping Guo/) (режиссер Ю Ли)
Самый неэкстремальный фильм в программе "Китайский экстрим". История любви и измены, перекрестное опыление двух разновозрастных пар. Попытка разделить "общего ребенка". Картину сняла молоденькая девушка. А, посмотрев этот фильм, — этого не скажешь. Все как-то очень серьезно. Или как-то изощренно иронично. И потрясающий Пекин — сразу хочется переместиться. Очень современный и живой китайский фильм.
6."Импорт-экспорт" /Import/Export/ (режиссер Ульрих Зайдль)
Страшный местами до шока и крайне серьезный второй игровой фильм классика австрийской документалистики. Все документальные фактуры сохранены. А тема вечная про "время и место" и "про время жить и время умирать". В главной роли украинская актриса из Николаева Екатерина Рак, которая в интервью Сэму сказала: "Я не хотела бы, чтобы моя мама видела этот фильм". Режиссер сам представит в Москве свой шедевр, занявший в этом году достойное место в конкурсе Каннского кинофестиваля.
7. Фильм-сюрприз
Сюрпризы приятны. Если это тот фильм, о котором я знаю — это будет потрясающее и втягивающее в себя кино, хотя "приятным" все это не назовешь.
8. "Просто любовники" ("Постоянные любовники /Les Amants reguliers)/ (режиссер Филипп Гаррель)
Шестидесятническое черно-белое, фотографическое, трехчасовое ретро "Просто любовники" ("Постоянные любовники") Филиппа Гарреля, принципиального и сухого, а поэтому неизвестного у нас французского режиссера — диалог с оберточными "Мечтателями" /Dreamers, The/ (2003) Бернардо Бертолуччи. В главной роли в обоих фильмах красавец сын Гарреля — Луи. Романтика революции баррикад в получасовой полуабстрактной и при этом вполне документально прописанной, детальной сцене уличного боя. Два часа блужданий по Парижу, курения планта в шикарных интерьерах, любовные переживания и прощание с молодостью, страх и ненависть при появлении полиции, сны или галлюцинации о другой революции, о другом времени. Параллели и перпендикуляры романтизма и смерть в финале.
9. "Монастырь" /Monastery, The/ (режиссер Пернилле Роуз Гронкьяр)
документальный сарказм
10. "Мост" /Bridge, The/ (режиссер Эрик Стилл)
Прощай Америка, где я не буду никогда. "Золотые ворота" — мост и чудо света. Подробная документа-медитация на тему этого самого волшебного моста.
К Топу 10 Антона Мазурова Сэм Клебанов, исходя из тех же критериев, добавил еще две картины:
1. "Бофор" — один из лучших военных фильмов последних лет, в этом кино принципиально не показан противник, и все внимание сфокусировано на небольшом подразделении израильской армии — гарнизоне-крепости Бофор. Время действия — первая Ливанская война — последние дни перед эвакуацией Бофора. Режиссер Йосеф Сидер мастерски транслирует в зрительный зал эмоции и переживания своих героев — израильских солдат и офицеров. Вторая Ливанская война делает этот фильм особенно актуальным.
2. "Когда сгущается тьма" - Андерс Нильссон мастер жанрового кино. Наработанный на съемках боевиков и триллеров опыт он переносит на территорию семейной драмы. "Когда сгущается тьма" — фильм о насилии в повседневной жизни, об угрозе, исходящей от самых близких тебе людей. В фильме 3 новеллы. Самый неправдоподобный happy-end одной из них в точности повторяет реальные события.