Эклектика, эйфория, экстрим

// Открывается Московский кинофестиваль
фестиваль кино

Сегодня показом фильма "Завет" Эмира Кустурицы в присутствии именитого гостя открывается
29-й Московский кинофестиваль. Это событие, которое не могло не состояться, несмотря на смену команды, комментирует обозреватель Ъ АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ, возглавляющий отборочную комиссию ММКФ.

Главным принципом формирования конкурсной программы этого года стали разнообразие и эклектика. Нашумевший хит немецкого проката "Мой фюрер" Дани Леви соседствует с добропорядочным байопиком "Мольер" француза Лорана Тирара, а декадентский ретродетектив "Убийца клана Инугами" 91-летнего японского классика Кона Итикавы — с "Вивой" американской дебютантки Анны Биллер, кэмп-комедией из времен сексуальной революции, где в одном лице выступают режиссер, продюсер, дизайнер, композитор и исполнительница главной роли, а также песен собственного сочинения. Еще одна декадентская драма называется "Опиум", снята известным венгерским режиссером Яношем Сасом и сполна оправдывает свое название.

Отборочную комиссию нисколько не смущало, что один фильм снят почти за карманные деньги, а на постановке другого освоен солидный бюджет. Что, скажем, итальянский конкурсант Джузеппе Торнаторе ("Незнакомка") — прославленный оскароносец, а некоторые из его соперников пока неизвестны за пределами узкого круга. Тем не менее соседство столь разных фильмов в одной программе неслучайно. Найти ключ к этой фестивальной интриге и разработать призовой критерий предстоит большому жюри во главе с австралийцем Фредом Скепси, некогда снявшим в России политический триллер "Русский дом" с Шоном Коннери и Мишель Пфайффер — это было еще в начале перестройки. Помогать ему будут грузинский режиссер Дито Цинцадзе (лауреат фестивалей в Сан-Себастьяне и Локарно); его венгерская коллега Илдико Энеди ("Золотая камера" в Канне); победитель прошлогоднего ММКФ Отман Карим, швед родом из Уганды; американец Фред Рооз (продюсер фильмов Фрэнсиса и Софии Копполы) и две красавицы актрисы — итальянка Анна Галиена и наша Рената Литвинова.

В конкурсе участвует три российских фильма — кажется, это рекорд Московского фестиваля, хотя опыт французов, иногда ухитряющихся протолкнуть в Канн аж пять конкурсных картин, все равно не превзойден. Провинциальный детектив "Ничего личного" Ларисы Садиловой и деревенская мелодрама "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой — два лика новой российской режиссуры, которая явственно феминизируется, не только не теряя при этом качества, но скорее, напротив, приобретая утонченность. Что касается "Путины", это последняя работа Валерия Огородникова, завершенная уже после его смерти. Еще два фильма из России покажут в другой конкурсной программе — "Перспективы": это "Ужас, который всегда с тобой" Аркадия Яхниса и "Дыши!" Сергея Потапова, снятый на якутском языке. Кроме того, на ММКФ пройдет внеконкурсная гала-премьера фильмов "Ветка сирени" Павла Лунгина и "Красный жемчуг любви" Андреса Пуустусмаа.

Но даже этим русский акцент фестиваля не ограничится, поскольку в конкурс включено несколько русскоязычных картин, снятых за пределами России. Это украинская "У реки", поставленная Евой Нейман, ученицей Киры Муратовой, по прозе Фридриха Горенштейна с Ниной Руслановой и Мариной Полицеймако. Это также грузинский "Русский треугольник" с чеченской темой, Киевом в качестве натуры и Константином Хабенским и Артемом Ткаченко в главных ролях. Без русского языка не обошлись израильские "Дети СССР", а без украинских песен — "Незнакомка", где Ксения Раппопорт играет нашу девушку, попавшую в сексуальное рабство в Италии, а Микеле Плачидо — ее зловещего сутенера.

За пределами конкурса фильмы распределены по секциям "Мир кино", "Восемь с половиной фильмов", "Московская эйфория", "Итальянское кино сегодня", "Китайский экстрим". При возросшем массиве новых картин будет как никогда много ретроспектив: "Милош Форман — ранние годы", "Эмир Кустурица — режиссер из Югославии", "Роберт Олтман — великие семидесятые", "Золотой век голливудского мюзикла", "Прощай, СССР". Пройдет и программа пиковых фильмов нового документального кино.

Среди внеконкурсных самыми громкими и ожидаемыми можно назвать костюмную мелодраму "Ангел" Франсуа Озона и другую — "Леди Чаттерлей" Паскаль Ферран: оба французских режиссера станут гостями фестиваля. Отметим также исторический гротеск чеха Иржи Менцеля "Я прислуживал английскому королю", остропроблемный "Импорт-экспорт" австрийца Ульриха Зайдля, провокационных, на грани порнографии, "Ангелов истребления" француза Жан-Клода Бриссо.

Закроется фестиваль новой картиной Клода Лелуша "Железнодорожный роман". Помимо нее на ММКФ ожидают его же короткометражку из киноальманаха "У каждого свое кино". В ней французский режиссер, обещавший приехать в Москву еще в прошлом году и теперь пообещавший вновь, рассказывает о том, какое впечатление на него произвел в юности фильм Михаила Калатозова "Летят журавли": по признанию господина Лелуша, шедевр Михаила Калатозова придал смысл всей его жизни. Короткометражка на тему "Журавлей" появилась кстати: ведь нынешний ММКФ начнется с юбилейного чествования Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, ибо фильму "Летят журавли" исполняется 50 лет. Он родился в 1957 году и, таким образом, может считаться практически ровесником Московского фестиваля, который впервые состоялся всего два года спустя.



Сайт управляется системой uCoz