Приз для Дурочки
Фестиваль в Аннеси, состоявшийся на минувшей неделе, в очередной раз всех удивил списком призеров: в нем ни одного мэтра, зато сплошь хорошие фильмы. Старейший и самый знаменитый в мире анимационный фестиваль проходит в городке, который называют французской Венецией. Без малого пятьдесят лет сюда съезжаются аниматоры со всего мира. "Аннеси-2007" собрал около 59 стран, а программа фестиваля состояла почти из 500 фильмов. Главный приз фестиваля получил мультфильм британского аниматора Сьюзи Темплтон "Петя и волк", а награду за лучший дебют вручили россиянке Зое Киреевой за фильм "Девочка Дура".
В Аннеси можно было увидеть почти все значимое, что было создано за последний год — начиная с "Шрэка Третьего" и заканчивая трехминутным студенческим фильмом из Южной Кореи. Конкурсные сеансы дополняли ретроспективы и специальные программы, а за рамками фестиваля — небольшие частные показы, выставки и даже бунтарские художественные акции, такие, как протестный мини-фестиваль "Аннеси плюс", уже не первый год устраиваемый Нэнси и Ником Фелпсами совместно с Биллом Плимптоном.
Однако такого рода удовольствия — для старожилов, привыкших ворчать, что нынче уж все не то, что прошли времена Яна Леницы и Рауля Сервэ. Нынешний фестиваль особенно давал поводы для критики, поскольку устроил беспрецедентную полнометражную программу, включавшую в общей сложности больше 30 фильмов: 9 в конкурсе и пара десятков в панорамных и авант-премьерных показах. К сожалению, количество в данном случае не означало качества. Отдельные блестящие ленты, вроде "Смывайся!" Dreamworks animation & Aardman animations или чешского кукольного фильма "Одна ночь в одном городе" (реж. Ян Болей), тонули в потоке посредственной и откровенно плохой коммерческой продукции, которая зачастую не отвечала даже элементарным требованиям по качеству.
И все же в стремлении активно включать в фестивальную программу полный метр видится не только заигрывание "Аннеси" со зрителями, но и попытка организаторов фестиваля идти в ногу со временем, не рассуждая о том, хороша ли у времени походка. Именно готовность к эксперименту позволяет "Аннеси" уже много лет сохранять в анимационных кругах звание законодателя мод.
Зачастую такой имидж достигается яркими жестами — такими, как нынешнее решение жюри, присудившего все награды малоизвестным режиссерам — это притом, что в конкурсной программе было несколько звезд анимационного мира. Джордж Швицгебель, Коджи Ямамура, Михаэла Павлатов и наш соотечественник Александр Петров — никого из них даже не упомянули на церемонии закрытия. Так же, как в полнометражном конкурсе без призов оставили "Смывайся!" и "Азура и Азмара" Мишеля Осело — одного из самых значимых французских аниматоров, знакомого российской публике по фильму "Кирику и колдунья".
Вместо этого кристалл за лучший полный метр отошел норвежскому фильму "Освободите Джимми" режиссера Кристофера Нильсона. Этот первый норвежский длинный мультфильм рассказывает о том, как несколько группировок охотятся на циркового слона по имени Джимми. Авантюрная история резко меняет окраску ближе к концу фильма, когда фокус перемещается на самого слона, к этому моменту уже совершенно измученного, накачанного наркотиками и в буквальном смысле готового умереть.
Еще интереснее разложились призы в основном — короткометражном конкурсе. Распределяя награды, жюри постаралось выбрать очень разные фильмы. Специальное упоминание досталось поэтичному и эстетскому африканскому фильму "Сказание о как" группы режиссеров, называющих себя Банда "Черное сердце". Приз за лучший дебют получил русский фильм — "Девочка Дура" Зои Киреевой. Нарисованная в карандаше очень скромная и вполне минималистская история не казалась вероятным претендентом на приз, тем более что даже на российском фестивале он остался без наград. А вот жюри "Аннеси" даже не сомневалось в выборе. Как рассказала "Новым Известиям" председатель жюри английский режиссер Джоанна Куинн, решение по поводу "Девочки Дуры" было единогласным: "Мне самой очень понравился фильм, но я думала, что буду в меньшинстве, поскольку среди моих коллег были люди с больших студий, с Dreamworks. Но когда я его упомянула как претендента, вдруг все наперебой начали отвечать, что им тоже он очень-очень понравился". Не меньше удивления было и у режиссера фильма Зои Киреевой. "Я просто в состоянии измененного сознания. Глядя на эту программу в "Аннеси", я думала, что мой фильм вообще неуместен здесь — со всеми этими детскими переживаниями, первой любовью. Здесь ведь такой трэш, колбасиво. В общем, я совершенно ничего не ожидала", — призналась Зоя "НИ".
Специальный приз жюри получила английская лента, сделанная на Aardman Animations. "Сестры Пирс" Льюиса Кука — образчик анимации неприятной и провокационной. В резком рисунке фильм изображает двух отвратительных женщин, отвратительным образом решающих проблему собственного одиночества. А вот Гран-при (а плюс к нему и приз зрительских симпатий) получила анимация величественная, многодельная и серьезная. Получасовой фильм британского аниматора Сьюзи Темплтон "Петя и волк" (по одноименной сюите Сергея Прокофьева) делался пять лет и стоил 2,5 млн. долларов.
При всей своей неожиданности такое распределение призов можно назвать поистине соломоновым решением, поскольку список призеров демонстрирует основные направления в сегодняшней анимации. И снова утверждает за "Аннеси" репутацию фестиваля, открывающего новые имена и принимающего непредсказуемые решения.