Андрею Звягинцеву не досталась львиная доля
// Каннский успех "Изгнания" оказался скромнее, чем венецианский — "Возвращения"
конкурс кино
Первый уикенд Каннского фестиваля оказался не столь бурным и звездным, как это ожидалось на 60-летнем юбилее. Вне конкурса показали документальный фильм Майкла Мура "Sicko" об ужасах американского здравоохранения. Громче всего в уикенд звучал салют на пляжном приеме по случаю премьеры "Изгнания" Андрея Звягинцева, но впечатления у критики далеко не столь парадные. Из мегазвезд на Ривьеру упала только Анджелина Джоли и несколько звездочек поменьше. Зато конкурс фестиваля буквально забит знаменитостями. Чем порадовали монстры мировой кинорежиссуры, рассказывает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Событием уикенда стала премьера "Изгнания" Андрея Звягинцева, которая расколола фестивальную аудиторию. Двух-с-половиной-часовая экзистенциальная драма из жизни одной семьи начинается как криминальная история, сворачивает на дорогу адюльтера, чтобы в итоге обернуться библейской притчей. Сторонники картины аплодировали на официальном показе и на пресс-конференции, однако статьи в каннских деловых журналах оказались негативными, а оценки критиков — низкими (что не помешало режиссеру оказаться в центре внимания российских телеканалов). Фильму вменили в вину арт-хаусные претензии, отсутствие подлинной глубины и подверженность влиянию Тарковского. Точнее всего эти претензии выразил обозреватель Liberation Дидье Перон. Оговорившись, что не следует все же сразу относить картину к категории "русских фильмов, красивых и занудных", он пожаловался, что разрывается "между восхищением (что немало...) и ощущением обманутых ожиданий (...но зачем это все)".
"Зодиак" Дэвида Финчера — реконструкция еще не всеми забытых событий тридцатилетней давности, хроника погони за серийным убийцей, которая завершается полным провалом: преступник вычислен, но доказать его вину невозможно, а преследователи сами начинают сходить с ума. Образ непостижимого и абсолютного зла, тема игры и манипуляции сознанием — все это знакомо по предыдущим работам Финчера, хотя впервые основывается на реальности, а не на вымысле.
"Нет места для стариков" Джоэла и Этана Коэнов — типичный для этих авторов черный криминальный гротеск. Образ злодея без страха и упрека блестяще воплощает в нем испанский актер Хавьер Бардем, видавшего виды техасского шерифа (локальный гений места) играет культовый Томми Ли Джонс, а первая половина картины с погонями, преследованиями, перестрелками в темноте и прекомичным пересечением американо-мексиканской границы джентльменами удачи, буквально купающимися в крови, достойна войти в учебники режиссуры. Однако вторая половина, где фильм превращается в притчу o цинизме современного мира с мифологическими аллюзиями (еще один конек Коэнов), гораздо слабее.
К счастью, мифологическими абстракциями не злоупотребляет Ким Ки Дук, но в своем стремлении избавиться от философского балласта он заходит даже слишком далеко, оставляя только физические жесты и непосредственные реакции. "Вздох" — опять-таки очень характерный фильм экстремального корейского режиссера, трагикомедия о любви преступника, убившего жену с детьми, и неудовлетворенной замужней женщины, которая проникает в тюрьму и устраивает для своего избранника (с которым познакомилась по телевизору!) музыкальные представления. Если бы такую безупречно выстроенную, энергичную и провокационную работу показал начинающий режиссер, его бы провозгласили звездой будущего. А так — мило, здорово сделано, но это не best of Kim Ki Duk.
Французские критики без стеснения лоббируют фильм своего соотечественника Кристофа Оноре "Любовные песни" — мюзикл о любви, сначала юноши и девушки, потом юноши и юноши, на фоне надвигающегося консерватизма с лицом Никола Саркози. В главных ролях молодые звезды Луис Гаррель, Людивин Санье, Кьяра Мастроянни. Французы надеются получить на юбилейном фестивале Золотую пальмовую ветвь, но вряд ли картина повторит успех "Шербурских зонтиков". У иностранных критиков, видимо не слишком врубившихся во французский контекст, этот фильм получил весьма низкие оценки.Самый теплый и единодушный прием в конкурсе получила румынская картина "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунжиу. На экране проходят два дня из жизни двух студенток, одна из которых делает нелегальный аборт, но, в отличие от "Изгнания" (где тоже присутствует мотив аборта), эта история помещена в конкретную, а не условную среду. Действие происходит в середине 80-х годов прошлого века, и каждая деталь безошибочно говорит об эпохе социализма, причем так, что намеки прекрасно понимают и люди, не пережившие этот опыт. Сплав универсальности и конкретики — удивительная черта нового румынского кино, которое становится все более востребуемым. Наблюдатели уже не исключают вероятности, что Золотая пальмовая ветвь в этом году впервые в истории Каннского фестиваля потянется в сторону Бухареста. Второй вариант развязки более традиционный: многие пророчат победу братьям Коэн, чей фильм делит первое место с румынским в рейтинге критиков.