Обзор российских фильмов 2004-го года
"Четыре" (2004)
Удачный очень длиннометражный дебют со многими "Но". Хаотичная авторская картина, потерявшая собственную тему.
Феноменальная фактурная находка — трио главных сестер-героинь. Много лишнего, недодуманного, коньюктурного, незаконченного. Типичный полуфабрикат.
"Настройщик" (2004)
Муратовские мотивы. Светлая и грустная, смешная и парадоксальная, как всегда неожиданная картина. Время, отразившееся в глазу Киры Георгиевны всегда не теряя своей обманчивой сущности принимает авторскую форму, приданную ей ручной лепкой великой одесской затворницы.
"Ночной дозор" (2004)
Феномен пугающего зрительского успеха этой картины, вынудившего прикупить всю эту долгоиграющую трилогию про дозоры компанию "FOX" для проката в США, вряд ли должен обмануть любителей кино: его реклама на Первом канале — чистой воды пропаганда, так же нам рассказывают изо дня в день и про Путина. При этом — слабые актерские работы, каша вместо режиссуры, вторичность любых, заложенных в картине идей. В общем, прорыв в индустриях кино и пропаганды и только.
"Свои" (2004)
Очевидная удача очень неровного режиссера, не имеющего излюбленной авторской темы или сложившегося визуального языка. Уже с самого начала понимаешь, что подавленный цвет фильма, отсылает, скорей к черно-белым фильмам новой волны оттепельных советских 60-х. То же, что делает его действительно интересным и звучащим по-новому, так это неожиданная для этого рожденного в СССР жанра, срежиссированная мизантропическая мрачность античной трагедии.
Несколько шагов куда-то в сторону кинематографа Ларисы Шепитько.
"Время жатвы" (2004)
Задевающая стильная минималисткая авторская работа, опоздавшая лет на десять.
"Водитель для Веры" (2004)
Старая песня о главном. Типичный продукт мыловаренных фабрик Игоря Толстунова. Подлинная архаика, наивность представлений. Картина для поколения, что не ходит в кино.
Лобовой выбор актеров (Богдан Ступка — настоящий украинский Де Ниро).
Фильм с идеологическим режиссерским вектором в прошлое.
Один действительно запоминающийся "говорящий" кадр, когда душегубы-кагэбэшники душат струной генерала Ступку.
"Богиня: как я полюбила" (2004)
Абсолютно завораживающее авторское высказывание, впитавшее в себя вполне киноманскую насмотренность талантливого создателя.
Почти сюрреалистические образы. Неожиданные актерские имиджи. Галлюцинирующий Максим Суханов в роли "профессора". Траурная горбунья Ксения Качалина. Обнаженный эмбрион Светланы Светличной. Лучший российский фильм, среди кучи мусора, что буквально вываливает на зрителя "плодовитое" и импотентное поколение "среднего возраста". Видимо, из-за ошибок одного из продюсеров и каких-то нестыковок в психике фестивальных отборщиков, картина никуда (Берлин, Канн, Венеция) не попала, хотя явно этого заслуживает.
"Мой сводный брат Франкенштейн"
Очевидно перехваленная картина, простенькая (если сравнивать с ощущаемыми претензиями режиссера и заявленной темой) неглубокая, как и все произведения младшего Тодоровского, так стремящегося всегда быть умным, но не способного до сих пор по настоящему "поднять" ни серьезную, не актуальную тему и подкрепить это режиссурой.
Предыдущий "Любовник" был значительно интересней и образней.
"Шиzа" (2004)
Наиболее простодушный и неамбициозный фильм прошедшего года. Поэтому брал фестивальную каннскую публику не тупой идеологией (как все сельяновские "братья"), а обаянием персонажей, вписанных в пустынный казахский экстерьер.