Александр и "Александра"
"Если донельзя политкорректное европейское сообщество ждет от картины Сокурова сенсационных разоблачений зверств русских солдат, мы ничего в Канне не получим", — считает композитор и продюсер Андрей Сигле.
Кинопродюсер, известный композитор Андрей Сигле писал музыку к сериалам "Менты", "Агент национальной безопасности". А теперь уже несколько лет он работает с Александром Сокуровым. Их новый совместный проект "Александра" весьма амбициозен. Главную роль в картине о том, как русская женщина едет в Чечню, чтобы найти внука, исполнила сама Галина Вишневская. В ближайшее время "Александра" отправится в Канн. Наряду с "Изгнанием" Андрея Звягинцева лента будет представлять Россию в основной конкурсной программе. В преддверии фестиваля Андрей Сигле, которому к тому же Сокуров посвятил фильм, рассказал "Итогам", что ожидает "Александру" на Лазурном Берегу.
- Почему именно вам, Андрей Рейнгардтович, фильм посвящен?
- Поверьте, этот вопрос и меня мучает. (Смущенно.) Я Александра Николаевича спрашиваю, а он твердит: "Если бы не вы, Андрей, "Александра" бы не состоялась". Наверное, он оценил усилия, которые я вместе со всей группой приложил к созданию фильма. Были проблемы и с финансированием, и с организацией съемок в Чечне. Кроме того, картины Сокурова сталкиваются с сильным противодействием...
- С чьей стороны?
- Неких темных сил.
- В моих глазах читается немой вопрос?
- Александр Николаевич и его команда все время находятся в состоянии войны. Прокатчики задвигают его картины. Говорят: мол, гениальное кино сняли, но график забит, можем поставить на осень следующего года. Да и международные фестивали хороши. Его фильмы охотно берут в конкурс, но обходят призами. Он, конечно, обижается, как всякий художник.
- Как удается совмещать материальное с возвышенным? Вы и продюсер, и композитор.
- Приходится переключаться, а что делать. Музыку обычно ночью пишу — легче сосредоточиться.
- А какую вообще роль в фильмах Сокурова играет музыка?
- Очень важную. Мы всегда детально обсуждаем музыкальную партитуру. Хорошо понимаем друг друга. "Александра" — уже третий фильм нашего творческого союза.
- Но творчество-то дело не коллективное, сочиняли наедине с собой.
- Музыку, как и многое в этом фильме, определила личность Галины Павловны. Мы общались с ней самой, с учениками ее Центра оперного пения и решили, что надо добиваться классического, симфонического звучания. Исполнение музыки к такому фильму требовало максимально точной, без фальши, передачи эмоций, поэтому был выбран для записи оркестр Мариинки. Валерий Абисалович Гергиев ревностно за всем следил. Потому что дорожит репутацией своего оркестра... Самого профессионального и, пожалуй, самого дорогого.
- И во сколько обходится удовольствие работы с самыми-самыми?
- Бюджет картины чуть более двух миллионов долларов. Большая часть ушла на обеспечение безопасности съемок в Чечне. У нас ведь главная задача была людей живыми назад вернуть. На съемочную площадку мы ездили в бронемашинах в сопровождении бэтээров. Перед ними шли саперы. Такой порядок — ехать-то до места всего 15 минут, но всякий раз добирались по полтора часа окольными путями, ежедневно меняли маршрут. Галину Павловну охраняли офицеры ФСБ. Ситуация была очень неприятная — вокруг разрушенные дома, блокпосты, ночные перестрелки.
- Сокуров в интервью говорит, что мирные процессы идут своим чередом, дома восстанавливаются.
- Мы были там год назад, может, что изменилось. В конце концов, люди же не могут все время воевать друг с другом. Поедем на премьеру фильма в Грозный — посмотрю. Вас, кстати, тоже приглашаем.
- Вишневскую фронтовые условия съемки не пугали?
- Галина Павловна волевая, сильная женщина. Я ей говорил: "Снимать будем в Чечне, там жара страшная, душ лишний раз не примешь, обстановка та еще". Она слушала-слушала и говорит: "Андрей, ну что вы меня стращаете, я блокаду в Ленинграде пережила". И во время работы не было ни единого каприза. У мужиков на площадке нервы сдавали. А она — ну как из железа — настоящий генерал.
- Не боитесь, что язвить начнут: мол, Вишневская в роли простой русской женщины?
- Хихикать некоторые обязательно будут. Но после того как кино посмотрят, сразу языки прикусят. Мы ведь не про слезливых бабушек фильм снимали. Картина раскрывает великую актрису.
- А как подбирают партнера мегазвезде? Где нашли исполнителя на главную мужскую роль?
- Василий Шевцов вовсе и не актер. Александр Николаевич вообще старается не приглашать профессионалов на главные роли. Нужен был человек непримелькавшийся, зрителю неизвестный.
- Не по казармам же вы его искали?
- Кинули клич по знакомым, друзьям. Провели кастинг, и выбор пал на Шевцова. Василий подошел по типажу — он в прошлом военный, служил в армии, работал охранником — то есть и выправка есть, и с оружием на ты.
- Сокуров, понятно, перед Канном волнуется, он, как вы сказали, обидчивый, а вы?
- Конечно, волнуюсь. Было бы просто нелепо делать заявления вроде: "Да что нам ваши статуэтки, главное, чтобы зритель оценил". Настроение в группе отнюдь не шапкозакидательское. Нам уже французские журналисты сказали: "Ну-ну, кино про Чечню, да? Герои положительные? Понятно. Про беспредел российских солдат забыли?!"
- И в самом деле, почему забыли?
- Да помним мы все: и о погибших воинах, мирных жителях и детях Беслана. Мы, кстати, когда приземлились в аэропорту Беслана, сразу в ту школу поехали. Жуткое зрелище. Побывать там — это значит одним разом хлебнуть всего горя, которое принесла эта война. Но не об этом мы кино снимали. О других, не менее важных вещах. О людях, разделенных войной. И эти люди сегодня, несмотря ни на что, пытаются заново понять друг друга. Каждое слово, каждая фраза в диалогах — метафора, применимая и к Ираку, и к Афганистану, и к Вьетнаму, ко всем войнам. Но если донельзя политкорректное европейское сообщество ждет от картины сенсационных разоблачений зверств русских солдат, мы ничего в Канне не получим.
- Пессимистичный, однако, у вас настрой.
- Фестиваль — всегда лотерея. Все зависит от политической обстановки, состава жюри. Кто-то кому-то что-то скажет, нашепчет, надавит — своя игра. С другой стороны, фильм представим мировому зрителю, пресса в любом случае будет...
- За Звягинцева болеть будете?
- Однозначно да! Такого ведь уже 13 лет не было, чтобы сразу два российских фильма попали в конкурсную программу одного из самых престижных мировых смотров. Это знак того, что отечественный кинематограф сейчас на подъеме... Вы только на секунду представьте, с кем соревноваться: с Эмиром Кустурицей, Квентином Тарантино, Вонгом Кар-Ваем — от одного перечисления имен дух захватывает.