Радости и печали великого Мастера
1 мая исполняется 90 лет Федору Савельевичу Хитруку. По традиции ему друзья поклонники в очередной раз будут дарить Винни-Пухов.
Лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР, лауреат Государственной премии ГДР. Он — организатор и руководитель мультипликационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах, школы аниматоров России "ШАР". Словом — 70 лет в профессии!
Анимационное искусство до наступления компьютерных технологий было делом странным. Работа могла длиться годами, а результат на выходе всего — то 10 — 15 минут просмотра. А все авторские фильмы Федора Савельевича Хитрука можно легко уместить в одну видеокассету и тем более на DVD диск. Еще останется место и для сцен из "Мухи-цокотухи", "Серой шейки", "Сказки о рыбаке и рыбке", "Аленького цветочка", "Каштанки", "Двенадцать месяцев", "Снежной королевы", "Кошкиного дома", "Приключения Буратино" и многих других (102 названия!), на которыми Федор Савельевич Хитрук с 1937 года работал на студии "Союзмультфильм". Перерыв случился лишь во время Великой Отечественной, когда уходил на фронт.
Коллеги о нем говорили, что он может оживить даже фонарный столб. Но востребованный всеми режиссерами талантливый художник решил заняться режиссурой. Так в 1962 году появился, нет, скорее ворвался в мир фильм "История одного преступления". Международный успех, признание коллег и вечная любовь зрителей. Затем были мультфильмы "Топтыжка", "Каникулы Бонифация", "Человек в рамке", "Отелло -67", 3 картины о Винни-Пухе, "Юноша Фридрих Энгелсь", "Фильм, фильм, фильм", "Икар и мудрецы", "Остров", "Дарю тебе звезду", "Олимпионики", "Лев и бык". Вокруг Мастера объединились тогда молодые, а ныне сами мэтры — Эдуард Назаров, Владимир Зуйков, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский... Они вместе расширяли "детские границы" анимации, искали новые формы выразительности и меняли отношение начальников и зрителей к "несерьезному, сказочному" киноделу как к полноценному искусству, равному игровому кино. Затем пришли Александр Петров, Алексей Харитиди, Михаил Тумеля, Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Александр Татарский, Алексей Демин, Наталья Орлова — нынешний цвет российской школы анимации. И список этот бесконечный. Федор Савельевич никогда не скрывал, что, объясняя тайны мастерства ученикам, он многому учится сам. А о том, как мастер умеет радоваться успеху ученика, лично убедилась 27 марта 2000 года, когда по окончании церемонии "Оскара" позвонила Федору Савельевичу полдевятого утра, чтобы записать комментарий об Александре Петрове, ставшем с картиной "Старик и море" лауреатом киноакадемии США. Получился не комментарий, а поток нескрываемого восторга: "эта новость сделала меня счастливым! Это праздник для меня и всех аниматоров России!". А мои сожаления, что в его жизни "Оскара" так и не случилось, были решительно отвергнуты: "мы — одна семья. И мировое признание одного из наших — праздник для нас всех". А потом я услышала ответ Федора Савельевича на вопрос, кого он считает гением в анимации: "Юрий Норштейн!". Как говориться — без комментариев.
Федор Хитрук создал всего 15 небольших по объему фильмов. Они стали не только неотъемлемой историей отечественной анимации, они — история каждого из нас. И на планете по имени Хитрук жители умножаются с каждым новым зрителем. Но этой мирной звезде грозит опасность. Сегодня ситуация такова, что вся коллекция бывшей киностудии "Союзмультфильм" принадлежит ФГУП Фильмофонд "Союзмульфильм" (директор Эрнст Рахимов). Новый правообладатель каждого анимационного фильма, как целостного произведения, созданного в советские времена, тем не менее, начал торговать, по мнению художников — аниматоров, отдельными составными частями. Персонажи мультиков сегодня стали очень востребованными в кондитерских, косметических, канцелярских изделиях, но за тиражирование образов их создатели не получают ни копейки. И, как показывают примеры судов "художник Леонид Шварцман против писателя Эдуарда Успенского", "художник Наталья Орлова против фабрики "Ландрин", авторам Чебурашки и персонажей "Тайны Третьей планеты" невозможно даже доказать, что именно они и есть авторы. Для судов ни эскизы с подписями, ни свидетели, ни — обратите внимание! даже титры "художник — постановщик" с указанием конкретного имени — не являются аргументами. Получается, что в советские времена по закону об авторском праве и смежных правах исключительными правами на использование героев мультфильма обладали художники, а в новой России, никем не отмененные нормы трактуются, и судебные решения выносятся в пользу коммерсантов. Получается, что совесть, здравый смысл и перечисление пунктов, доказывающих нарушение закона об авторских и смежных правах — это все разговор в пользу бедных? Но, как тогда объяснить тот факт, что, отрицая авторство художников — постановщиков, Фильмофонд срочно стал предлагать им подписать некий договор, в котором предлагает передать все свои "авторские права, включая персонажей для создания новых аудиовизуальных изображений и исполнения с правом переуступки третьему лицу". В качестве вознаграждения художнику предлагают 15% дохода, не уточняя из каких сумм будут начисляться проценты. Значит выдающиеся наши художники — постановщики Леонид Шварцман, Наталья Орлова и их коллеги — все таки, являются авторами созданных персонажей?
Анимационный народ какой-то особый, говорил Федор Савельевич Хитрук. Держится вместе и "это единственное, что может нас сохранить, потому что больше никто особенно и не хлопочет". В суды по Чебурашке за сильно пожилого Леонида Шварцмана ходит, например, великий наш режиссер анимационного кино Юрий Норштейн... Позвольте еще одну цитату из нашего патриарха Хитрука: "Мы солидарны, что должны защищаться, стоим спиной друг к другу и защищаемся. Это было всегда. Сейчас все усложнилось тем, что не знаем, от кого защищаться. Можно занять оборону от какого-то конкретного лица, от недоброжелателя, а здесь одни обстоятельства. Мы к этим обстоятельствам не готовы. Всю жизнь пользовались скудным довольством со стороны государства, и этого хватало, чтобы делать хорошие или плохие работы с воодушевлением. Мы не привыкли создавать себе ситуацию, мы привыкли делать свое кино".
А, судя по прогнозам юристов, вступающая с 1 января 2008 года новая редакция авторских и смежных прав создаст Леониду Шварцману, Светозару Русакову ("Ну, погоди!"), Эдуарду Назарову и Владимиру Зуйкову ("Винни-Пух"), Наталье Орловой и многим другим художникам — постановщикам ситуацию еще более сложную. Сегодня она похожа на абсурд. В 2008 году абсурд, по мнению адвокатов, защищающих права художников — постановщиков в суде, будет узаконен.