Каждый сеанс — как последний?

"Культурку" сосчитали. И за ненужностью стали сбрасывать с баланса — "парохода современности". Как это делают в кино?

Государство ищет падчерице-культуре применение. Записав искусство в сферу обслуживания, настойчиво требует у него самоокупаемости. Прибыли. Заработков в казну.

Тут бы еще с помещениями разобраться: в особняках "простаивают" театры, библиотеки, музеи, студии. Востребована лишь "псевдокультура", пестующая "человека неисцелимо посредственного".

Художники, актеры, музейные хранители не защищены (вспомним хотя бы историю с театром Васильева, угрозу, нависшую над ветеранами в домах творчества в Питере и Москве, скандал с выселением Политеха из его здания). Стоит же им хоть как-то попытаться сообщить обществу о своем бедственном положении, как подозрительные обыватели вопрошают: "А в чем конфликт? Собственность? Деньги? Фу".
Спор о собственности кончился для российской культуры трагически — у нас не стало Музея кино. А художников-аниматоров, перебивающихся с хлеба на воду, лишили права на их же персонажи. А уничтожение Дома кино грозит исчезновением сообщества кинематографистов. А изгнание стариков из Дома ветеранов — констатация окончательной смерти морали в стране.

Зачем Москве синематека?

Канули в Лету демонстрации в защиту Музея кино, его благополучно вышвырнули на улицу (теперь он частично складируется на "Мосфильме"). Но, полуживой, ерепенится. Какие-то показы, фестивали устраивает, привозит из Канады, Италии, Японии, Мексики киноколлекции. Да не только в Москву. Открывает синематеки на периферии.
Там, понятное дело, свои проблемы. Во Владикавказе показы идут в небольшом кинотеатре "Терек". Хотя в самом центре — гордость и позор города — бывший "Комсомолец", еще более бывший — "Синема братьев Пате". Один из первых в России и первый на Кавказе. Министры меняются, и каждый обещает этот памятник культуры, которому почти сто лет, восстановить. А под шумок кадровых перестановок кинотеатр руинизируется. (Думаю, неспроста — уж больно лакомый кусок земли в центре города "пропадает".)

В Беслане синематека прижилась в школе № 1. Там собрана видеоколлекция, работает новейшая DVD-установка. Психологи помогают советами, какими фильмами лучше лечить раненую психику детей. А нормального кинотеатра в городе по-прежнему нет.
Отличная синематека в Перми. Местный подвижник Павел Печенкин любит кино практически. Это его идея — организовать в Перми "Флаэртиану", фестиваль неигрового фильма. Он собрал роскошную киноколлекцию, в которой не только зарубежные шедевры, но и практически вся кинопродукция края. Совсем недавно Музей кино пришел в Заполярье. В Норильске современный кинематограф знают неважно. Сейчас там с помощью московских музейщиков открылся фестиваль нового итальянского кино NICE. Заявки на создание синематек приходят из Самары, Ростова, Нижнего Новгорода.

Жаль, Москве, по всему видно, синематека ни к чему. У столицы свои навороты.
Спрашиваю у директора Музея кино Наума Клеймана о том, как понятия "собственность" и "недвижимость" оказались булыжниками на ногах культуры, тянущими ее на дно?

Наум Клейман: "В чем нынешняя суть "недвижимости"? Качать деньги из воздуха. Квадратные метры — те же недра? Если это политика, то она преступна. Без опоры на лучшее в своем прошлом мы выращиваем манкуртов. Порой прихожу в ужас от общения с детьми: они блестяще знают третьесортных голливудских актеров, но не видели сказок Роу. Своими руками превращаем своих детей в "чужих". Это выгодно?

На одном из кинопросмотров две девочки пошли за экран смотреть, как же устроен этот большой телевизор. Мы лишаем детей опыта коллективного просмотра. А это главное достоинство кино, открытого Люмьерами. Фильм не заканчивается с титрами, это лишь начало его пути — в нас, способ и повод для общения".
Зато чиновники любят даты. В следующем году будем отмечать столетие российского кинопроизводства (отсчет ведем с кинопремьеры семиминутной "Понизовой вольницы"), к которому готовится постановление. Вроде бы там есть пункт и про Музей кино. Хорошо бы... Тогда музей не стали бы "встраивать" в готовое чужое сооружение. И не сделали бы из него мультиплекс, как предлагает Михаил Швыдкой, ведь Музей — это не только кинозалы, но и фонды, выставки. Необходимо сооружение ХХI века с мощным интерактивным оснащением: экспозиция прошлого — в будущем.

"Броненосец "Потемкин" все бунтует

Вроде бы завершился еще один конфликт, в основе которого — "квартирный вопрос". Долгая тяжба между столичными властями и руководством (уже бывшим) кинотеатра "Художественный", не согласовавшим с мэрией договор аренды площадей. Еще осенью здание у охраны отбивали чоповцы.

И вот финал. На днях в фойе кинотеатра (он по-прежнему принадлежит государству) состоялся круглый стол. Обсуждалась концепция развития кинотеатра "Художественный" как Центра российских кинопремьер.

"Художественный" — раритет в стиле позднего модерна, один из старейших сохранившихся кинотеатров России — через два года отметит 100-летие. Он больше чем кинотеатр или памятник архитектуры. Он символ. Истории кино. Истории страны.
18 января 1926 года здесь состоялась праздничная кинопремьера "Броненосца "Потемкин". В марте 1931-го — демонстрировался первый звуковой фильм "Путевка в жизнь", в 1936-м — премьера первой цветной ленты "Груня Корнакова". "Художественный" едва избег сноса, когда строили Министерство обороны.
О необходимости хранить традиции на круглом столе говорил потомок собственника "Художественного электро-театра" Роберта Альберта Брокша. Когда-то синематограф Брокша был одним из самых притягательных мест столицы: с красочными афишами, гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами, пальмами, светящимся фонтаном, светом ажурных люстр.

Спрашиваю ведущего круглого стола Кирилла Разлогова про новую концепцию: насколько она созидательна?

Кирилл Разлогов: "Сформулирована попытка сделать Кинотеатр-музей. Успех ее будет зависеть и от репертуарной политики, и от конкретных людей, возглавляющих этот проект. Но сложнее всего — использовать муниципальный статус, чтобы вкладывать средства (как это делается в цивилизованных странах), а не выдавливать прибыль. Будет город помогать или качать деньги? Планируются показы немых лент под аккомпанемент оркестра. Возможны концерты в фойе перед кинопоказами, выставки.

Важно помнить, что этот кинотеатр — живой дом! Уже потому, что стоит на Арбатской площади. А насколько утопична идея трансформировать его в Центр российского кино — покажет время".

Лубяная избушка "Дом кино"

24 апреля в Общественной палате состоится обсуждение ситуации вокруг Дома кино. Приглашены Михаил Швыдкой, ведущие кинорежиссеры, главный архитектор города.
В Союзе кинематографистов России создан Фонд защиты Дома кино (президент фонда — Александр Митта). Цель — защитить Дом от разрушения под "благими намерениями" реконструкции. Идут письма с поддержкой от кинематографистов России. Филиалы фонда созданы в Питере, Екатеринбурге, Ростове. Но время уходит, эксплуатация Дома стоит немалых денег, необходимо принимать срочные меры.

Кинематографисты пригласили управляющую компанию, которая помогла бы реализовать экономический потенциал Дома с тремя кинозалами. Но руководство Союза явно тянет время. От услуг компании отказалось. Модернизировать Дом ему не хочется. Через год денег на содержание убыточного ДК просто не будет.

P.S. В сумраке полнейшего идеологического хаоса единственной ценностью становится материальная. Призыв Андрея Битова начать приватизацию с самого себя — повис в воздухе. Нас, как в знаменитом мультике про козленка, который считал до десяти, всех "сосчитали". И за ненужностью — вычеркнули. А дома, "в которых мы живем", музеи, театры, кинотеатры, библиотеки, по всей видимости, будут превращены в большой кошелек. И государство сможет наконец спать спокойно под счастливый монетный перезвон.



Сайт управляется системой uCoz