Интервью с Зигом
Зигфрид: "Я бы хотел, сказать, что благодаря ему (Сэму), у нас есть возможность увидеть этот фильм, мы c ним встретились в Гетеборге. После просмотра, он сказал мне: "Я хочу показать этот фильм в России!"
Режиссер, композитор и музыкант человек мира Зигфрид приехал в Москву на Французский кинофестиваль и все никак не покинет столицу. Сэм Клебанов взял у него интервью для "Магии кино", передачи канала "Культура". А всякий желающий может лично увидеть и послушать Зига в воскресенье на "Санса-пати" в клубе "Билингва" в 21:00.
С.К.: Итак, добро пожаловать в Россию! Как вы себя здесь чувствуете?
Как во сне! Россия для меня отличное место. Знаете, в России мне всегда очень хорошо. Я приезжаю сюда много раз в год, каждый год, и уже давно.
С.К.: Я знаю, что вы все время путешествуете. И фильм тоже о любителях попутешествовать. О Сансе и Джозефе Клик. Кто из них ваше alter ago? Или в них обоих есть что-то от вас?
Это не только Санса или Джозеф Клик. В фильме снимались очень много людей, и мне кажется, что частичка меня в каждом из них. Если ты что-то любишь, это становится частью тебя. Когда работаешь над фильмом очень важно вкладывать частичку себя, отдавать всю любовь, которую ты можешь дать. И потом, возможно, фильм отдаст тебе эмоции, которые ты переживал, когда работал над ним. Потому что этот фильм делался с любовью, а не как все эти фильмы, где важен только стиль. Я старался, как мог, а это непросто, я вложил в этот фильм большую часть себя, все, что вы увидите — это я, это отражение моей любви к кому-то, ко всем этим людям, к моим друзьям. Иногда нет большой разницы между собой, своим я и другом, потому что ты можешь видеть свое отражение в нем, как в зеркале. Фильм именно об этом, об отношениях Сансы и Клика, они видят себя друг в друге, как в зеркале. Если тебе приятен какой-то человек, ты просто хочешь быть этим человеком, он становится частью тебя, тем, кем хочешь быть ты.
С.К.: Кто вы? Режиссер или музыкант, что для вас важнее?
Проблема в том, что я не знаю. Я — музыкант, но я снимаю фильмы. Я делаю фильмы так, как играю музыку. Мне кажется, когда я играю, у меня больше свободы. Когда я снимаю фильм, я стараюсь так же быть свободным, но это гораздо труднее. Потому что в фильме, снимаешь конкретный кадр и фокусируешься на нем, а в музыке можно мечтать — слушаешь музыку и мечтаешь о чем-то, другой человек думает о другом, и все люди будут думать о разных вещах. И я попытался снимать "Сансу" именно так, и мне кажется, в общем, получилось, но надо делать еще лучше. Потому что кто-то скажет: "Мне очень понравилась вот эта часть", другой скажет: "А мне очень понравилась вот эта", мне кажется, каждый может что-то выбрать для себя, это хорошее упражнение, люди могут быть свободны, когда смотрят этот фильм.
С.К.: Когда вы пишите музыку, и когда работаете над фильмами, для вас важна импровизация, или все четко спланировано?
Можно написать очень много, писать каждый день и написать 200-400 страниц, писать каждый день, но когда ты снимаешь фильм, нужно открыть глаза и быть в настоящем, поэтому можно сжечь сценарий.
С.К.: И Вы его сожгли?
Нет, но надо открыть глаза. Общая идея нравится, но нужно открыть глаза. Потому что ты не свободен. Тебе говорят — нужно сделать это и это, нужно быть грустным. А ты говоришь — я не могу, я счастлив! И надо быть счастливым, надо быть таким, какой ты есть в этот конкретный момент. Нужно пожинать плоды каждого дня. Например, в сценарии было солнце, а сегодня — снег, и снег прекрасен, и надо принять снег, даже если по сценарию должно быть солнце. Некоторые в таких случаях, останавливают съемки и ждут солнца, а мне кажется, это глупо, потому что нет другого сокровища, кроме настоящего. Мне кажется, нужно открыться, жить моментом, быть влюбленным в то, что делаешь, а для этого необходимо быть свободным. Если ты зациклен на сценарии, он становится диктатором. Нужно все забыть. Но сценарий помогает сконцентрироваться.
С.К.: Санса путешествует по миру. Вы мне можете сказать, что же он ищет?
Это вы мне скажите.
С.К.: Я?
Да, потому что все, кто видели этот фильм, отвечают на этот вопрос по-разному. И я считаю, что это хорошо. Одни считают так, другие по-другому. Я не знаю, что он ищет. Что вы ищите в жизни? Вы не знаете. Может быть, сегодня вы ищите что-то одно, а завтра уже другое. Мне кажется, что в жизни именно так. Никогда не знаешь, чего ищешь.
С.К.: Да, не думаю, что у нас есть постоянная цель в жизни. Ну, наверное, у кого-то и есть — я хочу достичь этого и этого, но для многих людей цель меняется каждый день.
Можете себе представить, в актерском училище они учат, что у вашего героя должна быть цель и прошлое, и это надо донести до аудитории. Но в жизни-то по-другому. Что люди ищут? Деньги, славу, то и это — это все ерунда. Это придумали взрослые. Если спросить у ребенка, чего ты ищешь в жизни, что он вам ответит? Это абсурд.
С.К.: Интересно то, что вы, как бы, освободили Сансу от прошлого, мы ничего о нем не знаем.И вы следите за ним в течение двух часов. В обычном фильме, через 5 минут просмотра уже все знаешь и о прошлом героя, и о том, чего он хочет...
Да, и можно предсказать его будущее. Но в этом фильме, мы ничего не знаем о его прошлом. Мне кажется, что нужно сделать, так это спроектировать то, что ты хочешь для этого героя. Отождествить его с собой, и это хорошо, это значит, что ты свободен делать с героем все, что хочешь. Когда ты, как бы входишь в фильм, можно общаться с героем в каком-то смысле.
С.К.: Расскажите, пожалуйста, о вашей команде? Это ваши друзья или вы искали профессионалов, как вы нашли актеров?
Нет, никаких профессионалов. Я что, выгляжу профессионалом? Нет, в фильме нет профессионалов.
С.К.: Ну, иногда внешность обманчива...
Просто я все делаю с любовью. Когда мне есть что дать, когда я хорошо себя чувствую, я хочу это выразить. Я влюблен, и хочу об этом сказать. Это не профессионально. Моя команда — это мои друзья, отличные ребята, в каждой стране у меня есть братья и сестры, но не профессионалы. Иногда мне что-то нужно, я прошу друзей помочь, они всегда все организуют и помогут.
С.К.: Удивительно, что такой фильм как "Санса", наверное, можно было снять только цифровой техникой.
Нет, он не цифровой. У меня было на плечах 15 кг, и после этого мне говорят, что он цифровой! Невозможно так снять на цифровую камеру. Это камера "Super 16". Многие журналисты считают, что фильм цифровой, если это модно, все считают, что фильм должен быть цифровой. Я так много работал — целый год, чтобы все было сделано хорошо. В цифре, такого результата добиться невозможно.
С.К.: Интересно, теперь буду знать. Являются ли эти путешествия метафорой идеального мира без границ? Хотелось бы вам жить в таком мире, в мире абсолютно открытом?
Да, это одна из тем фильма, но это неважно. Мне кажется, об этом ненужно думать. Конечно, когда приезжаешь в страну — проходишь контроль, предъявляешь паспорт, это вроде игры, но это все неважно. Вопрос границ не важен, я предпочитаю находить все решения через любовь, не критиковать, не вмешиваться в политику.
С.К.: Многие люди, после просмотра, назовут вас анархистом. Вы с этим согласитесь?
Нет. Мне кажется, не нужно возводить такие рамки в обществе. Например, ребенку не скажешь — ты — анархист. Он просто живет в своем мире, мечтает, делает, что хочет. Но потом ему говорят — ты не должен делать того, этого, должен делать это и это. Проблема в том, что люди становятся взрослыми, а нужно вновь вернутся в детство. Взрослые творят черти что — воюют, взрывают мир. Люди отрекаются от детских мечтаний, любви. Иногда меня это очень расстраивает, потому что я очень наивен. Я знаю, что происходит в мире, но я пытаюсь сохранить эту наивность, чтобы дать вам то, что я делаю. Даже в музыке. Я знаю много о музыке, но когда творишь что-то новое, нужно все забыть и возвратиться к чистым вещам и идеям. Например, Клик в фильме — величайший скрипач. Он играет сложнейший вещи, играет концерты Чайковского. Потом он стареет и снова становится ребенком, играет простые и чистые вещи.
С.К.: Санса путешествует по миру и пытается найти свою идеальную женщину...
Ага, для вас это так! Вам кажется вот, что он ищет. Один человек сказал мне, что он ищет абсолюты, другой человек сказал, что Санса ищет Бога, другой считает, он ищет еду.
С.К.: Я считаю, что он просто путешествует, и в этих путешествиях использует свой шанс находить вещи, которые не найдешь, если сидеть на месте. И когда он путешествует, среди прочего, он пытается найти идеальную женщину. А какая для вас должна быть идеальная женщина?
Все женщины. Это от многого зависит. Почему должна быть одна? Все зависит от того, как сложится жизнь. Может быть, ты повернешь направо, а твоя идеальная женщина — была налево. Но это не проблема, может быть, и, повернув направо, найдешь идеальную женщину, я не знаю.
С.К.: Можно я озвучу версию моей коллеги? Она считает, что эта женщина олицетворяет собой мечту — нематериальную и недостижимую.
Спасибо, что вы мне это сказали. Многие люди дают свою интерпретацию. Некоторые говорят, что некоторые части похожи на сон, мечту, но все происходит в настоящем. Иногда не понятно, снится ли герою что-то или это происходит на самом деле. Это игра со временем, может быть, это было прошлое, может будущее. Знаете, иногда так бывает, что если с каким-то местом у вас связаны хорошие воспоминания, когда возвращаешься туда, снова все это переживаешь, перематываешь пленку, хочешь пережить те события вновь.
С.К.: Да, мне знакомо это чувство. Иногда хочется вернуться туда, где ты был 10-15 лет назад.
Да, думаешь, может быть здесь все будет так же, как когда-то, может быть, сейчас зайдет человек, о которым ты думаешь. Но в фильме все в настоящем. Я отснял 45 часов. Сейчас фильм — 2 часа. Можете себе представить? Это как если взять томик со стихами, перемешать все слова, а после этого снова составить стихи. Я попытался это сделать.
С.К.: Получается, могло быть 20 других фильмов, основанных на этом материале.
Точно. Я старался сделать как можно лучше. Я провел целый год в одной комнате, каждый день, каждую ночь. Санса бы так не смог.
С.К.: Да, чтобы снять фильм о Сансе, нельзя быть Сансой. Нужно быть кем-то другим. Спасибо вам огромное.
Спасибо вам!