Триер: Путь к "Мандерлай"

Актриса должна быть храброй, чтобы решиться занять место самой Николь Кидман. Малоизвестная до сих пор Брайс Даллас Хауард, дочь режиссера и актера Рона Хауарда, сыграет роль Грэйс в фильме Ларса фон Триера "Мандерлай" /Manderlay/ (2005). Этот фильм станет второй частью американской трилогии Триера. В первом фильме трилогии, "Догвилль" /Dogville/ (2003), роль Грэйс исполнила Николь Кидман. Триер хотел, чтобы Кидман воплотила образ Грэйс во всех фильмах трилогии, но она отказалась от дальнейшего участия в этом проекте. Вместо нее на эту роль Триер пригласил и утвердил Брайс Хауард, чем спровоцировал настоящий переполох среди актеров, желающих получить роль в новой картине режиссера. Продюсер Триера Вибеке Винделов объясняет: "Мы уже нашли замену самой Кидман, и Ларс фон Триер теперь считает, что вовсе не обязательно, чтобы и во втором фильме трилогии снимались те же актеры, что и первом".

Из первого фильма во второй перешли только Грэйс и ее отец, но папашу-гангстера теперь, вместо Джеймса Каана, сыграет Уильям Дефо. Снимавшиеся в "Догвилле" актеры Джереми Дэйвис, Лорен Бэколл, Хлои Севиньи и Жан-Марк Барр уже получили роли в фильме "Мандерлай", но им придется вживаться в совершенно иные образы. Компанию им составят постоянный актер Триера Удо Кир, а также Дэнни Гловер (главная мужская роль) и француз Айзек Де Банколи, любимец режиссера Джима Джармуша.

При подборе чернокожих актеров Триер столкнулся с определенными трудностями. В Скандинавии их совсем мало, а американские актеры отказывались сниматься по субъективным причинам. А Джон С. Рейлли отверг предложенную ему небольшую роль, узнав, что Триер намерен убить в фильме мула. В итоге, нужные Триеру актеры нашлись в Великобритании.

Триер ненавидит поездки, и путешествовать по всему свету была вынуждена Вибеке Винделов. Именно она собирала необходимую для постановки фильма сумму (14.3 миллиона долларов) и вела переговоры с актерами.

Настоящий образец чистого "артхаусного" кино "Догвилль" собрал в мире около 16 млн. долларов, в том числе 1,4 млн. в США. Еще до премьеры этого фильма в Каннах в прошлом году, Винделов начала получать финансовые средства на осуществление следующего проекта "Мандерлай" от верных поклонников творчества Триера. Права на показ еще не снятого фильма были закуплены кинокомпаниями Испании ("Golem"), Японии ("Gaga"), Франции ("Les Films de Losange") и Скандинавии ("Nordisk Film").

В фильме "Догвилль" Триер навел беспощадный объектив своей камеры на гнетущее однообразие бытия в маленьком американском городке в 30-х годах 20 века, на присущую его обитателям почти патологическую неприязнь к чужакам и нетерпимость к любым проявлениям нонконформизма. В "Мандерлай" Триер обратит свой взор на такие явления, как расизм и рабство. События фильма снова происходят в США в 30-х годах, на этот раз в южном штате Алабама.

По мнению Винделов, актерам нужно было проявить мужество, чтобы согласиться сниматься в этом фильме, потому что Триер с предельной ясностью выразил свое намерение чрезвычайно остро поставить расовые вопросы, весьма болезненные и для черных и для белых. Встретившись с Дэнни Гловером, Винделов дала ему копию фильма "Догвилль". Он посмотрел фильм ночью, а утром позвонил ей и согласился сниматься в фильме "Мандерлай". Винделов считает, что актеры сначала должны поверить в то, что Триер все сделает правильно, даже если в его фильме рассматриваются самые "больные" темы. "Актеры должны доверять ему на все 100 процентов!"

Название фильма взято из романа Дафны дю Морье "Ребекка". В романе Мандерлай — это название большого поместья, а в фильме это поместье с большой плантацией в штате Алабама. Грэйс и ее отец приезжают туда из Догвилля, и видят, что такое настоящее рабство со всеми его несправедливостями и ужасами. И, конечно, Грэйс вмешивается в происходящие там события.

"Мандерлай" будет сниматься в шведском городке Троллхэттен в той же самой манере, что и "Догвилль", то есть практически без декораций, с разметочными линиями, сделанными мелом на полу. Для съемок фильма, региональный шведский фонд "Фильм 1 Васт" /Film 1 Vast/ переделал старую крытую стоянку для автомобилей Saab в киносъемочную площадку. По размеру, это помещение гораздо больше того завода, где снимался "Догвилль". Винделов рассказала, что в поисках достаточно просторного места им пришлось объездить всю Европу. По замыслу режиссера, его "плантация" должна быть в два раза больше "Догвилля". На этот раз разметочные линии и знаки на полу будут не только белыми, но и черными.

В съемочной группе почти нет новичков. Как всегда, с Триером работают художник-постановщик Питер Грант, художник по костюмам Манон Расмуссен, звукорежиссер Пер Стрейт и мастер спецэффектов Петер Хьерт. Хотя Триер сам часто становится за камеру, он и на этой картине продолжит свое сотрудничество с оператором Энтони Дод Мэнтлом.

Сценарий третьего, заключительного фильма, который будет называться "Вазингтон", пока еще не написан. Триер уже заявлял, что либо во всех трех фильмах главную роль исполнит одна актриса, либо он будет менять исполнительниц главной женской роли. Интересно, разделит ли Брайс Хауард судьбу Николь Кидман?

Из интервью с Жан-Марком Барром. Об его роли в фильме "Мандерлэй"


Из интервью с Жан-Марком Барром. Об его роли в фильме "Мандерлэй"

— Раз уж мы заговорили о "Догме", как продвигается ваша работа над фильмом Ларса фон Триера "Мандерлэй"?

— Надо начать с того, что "Мандерлэй" — это не "Догма". "Догму" придумали два поддатых парня за одну ночь, и за эту идею, что якобы кинематографу надо вернуть свежесть, с радостью ухватилась пресса. Но это была игра, чушь, которую окружающие восприняли слишком серьезно. То, что они на самом деле хотели показать, было "антидогмой", они выступали против догматичного голливудского кино, в котором идеальные люди живут в согласии с идеалами политкорректности. Идея новой трилогии фон Триера — "Догвилль", "Мандерлэй" и "Вашингтон", как я себе представляю, заключается в том, чтобы взорвать эту "идеальную американскую жизнь" изнутри. С "Догвиллем" Ларсу не очень повезло, потому что неправильным оказался принцип приглашать больших звезд на небольшие роли и платить всем поровну. Люди, зарабатывающие миллионы, должны были получать по пятьсот долларов за неделю съемок. Это задевало их самолюбие, с одной стороны, а с другой — вообще плохо, когда в одном фильме задействовано так много звезд одновременно. Получается что-то вроде футбольного клуба "Реал Мадрид". В случае с "Мандерлэем" снимается только две-три звезды, а все остальные — малоизвестные афроамериканские актеры, ведь это фильм о рабстве. Поэтому и атмосфера гораздо веселее. Ведь и "Догвилль" должен был быть веселым кино, реплики всех персонажей очень забавны! И лишь потому, что актеры были слишком серьезны, эта серьезность передалась и публике. Что касается "Мандерлэя", я надеюсь, люди отнесутся к этому с облегчением: "Фильм, в котором критикуют США, но над этим можно посмеяться от души!" В этом — волшебство фон Триера, он чрезвычайно остроумный парень. Проблема в том, что в Америке зрители не имеют ни малейшего представления, кто такой Ларс фон Триер. В скольких кинотеатрах показывали "Рассекая волны"? В трех — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Чикаго. "Танцующую в темноте" — в пяти! У нас в Америке сейчас тот же самый Советский Союз, только вместо сталинизма капитализм. Что такое "Рассекая волны"? Прекрасная история любви, подобную которой в Голливуде не могут снять десятилетиями. И никто не хочет, чтобы такие фильмы становились популярными. Никто не хочет, чтобы приходили европейцы и учили всех, как делать кино. Ты можешь сделать гениальный фильм, но не контролируешь его прокат. Все эти новые цифровые технологии облегчают съемку, твой фильм может стоить десять, двадцать тысяч, но для того чтобы запустить его в прокат, нужно несколько сотен миллионов! К тому же невозможно конкурировать с рекламой всякого дерьма — эти плакаты, они же совсем как сталинская пропаганда: "Иди и смотри мой фильм!" У вас, судя по всему, то же самое: я видел фильм "Звезда", это же типичнейший Голливуд! История о прекрасных мальчиках, убитых на войне, — кто сможет хоть как-то это критиковать?

— Расскажите о вашей роли в "Мандерлэе".

— Моя роль? Ничего существенного. Я — французский связной, я должен быть в фильме, чтобы на его производство шли деньги из Франции тоже. А вообще, как и в "Догвилле", играю хорошего гангстера — человека в шляпе.

— Не жалеете, что в этом фильме не придется играть вместе с Николь Кидман?

— Николь — очень интересная актриса, но я думаю, она отнеслась к своей роли в "Догвилле" слишком серьезно. Может быть, испугалась — не знаю. Я-то знаю Ларса хорошо, я снимался в его фильмах и могу относиться к тому, что он делает, немного со стороны, как наблюдатель. И на месте Николь я бы не раздумывал, зная, что у меня есть возможность сыграть в трилогии одного из величайших режиссеров современности, пусть даже мне за это и не заплатят по полной ставке. Кстати, интересно, что множество американских актеров сегодня — не американцы. Продюсеры предпочитают не нанимать американских актеров, потому что тут замешана политика. Слишком часто приходится продавать душу дьяволу, не все на это согласны.



Сайт управляется системой uCoz