Эльдар Рязанов получил и отдал "Нику"

В Театре Российской армии вчера прошла ХХ торжественная церемония вручения национальной кинематографической премии "Ника" за прошлый год. За победоносным шествием фильма "Остров" наблюдала ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Перед началом большинство гостей церемонии сходилось в том, что наибольшие шансы на победу — у фильма "Остров". Однако, хотя фильм Павла Лунгина был очевидным фаворитом и лидировал по количеству номинаций (в общей сложности семь), конкуренты у него были сильные. По внехудожественным причинам в номинации "Лучший фильм" оказался разве что байопик "Андерсен. Жизнь без любви" — его выдвижение можно рассматривать как дань уважения Эльдару Рязанову, в этом году оставившему пост президента Академии кинематографических искусств и награжденному прощальной "Никой", как и полагается, в категории "Честь и достоинство". Вчерашняя церемония началась с передачи власти — новым президентом "Ники" стал народный артист Советского Союза Алексей Баталов.

Что касается"Острова", то против него реально стояли три картины, за двумя из которых ощущалась поддержка определенных кругов, материализованная в наградных знаках: поколенческая сатира Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" была прошлым летом достаточно неожиданно удостоена гран-при "Кинотавра", а медитативное "Свободное плавание" Бориса Хлебникова вполне естественным образом приглянулось критикам при раздаче их профессиональной премии "Белый слон". Относительно темной лошадкой смотрелась при таком раскладе только мистическая драма Александра Велединского "Живой", имевшая наравне со "Свободным плаванием" четыре номинации.

Голосовать за "Остров" стоило хотя бы из соображений того, что церемония вручения "Ники" приходится на Великий поста — в прошлом году она передвинулась с традиционного конца апреля на март, поближе к своему основному сопернику "Золотому орлу". Истовых христиан в составе киноакадемии, может, и не так много, но все же преобладают в ней люди почтенные, старше среднего возраста, не чуждые мыслей о душе и ее гипотетическом спасении — а именно этой тематике и посвящена картина Павла Лунгина. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор: сам режиссер "Острова", хоть и поживший во Франции, гораздо лучше и дольше знаком киноакадемикам, чем имеющий репутацию авангардного театрального режиссера Кирилл Серебренников или выпускник киноведческого факультета Борис Хлебников, для которого "Свободное плавание" — первая самостоятельная работа (предыдущий фильм такого же арт-хаусного характера, "Коктебель", был снят им в соавторстве с Алексеем Попогребским). В активе Александра Велединского, автора "Живого", есть еще более удачный фильм по мотивам произведений Эдуарда Лимонова "Русское", но фестивальная и призовая биография у него незаслуженно скудная, как и у "Живого", которому явно недостает академичности и серьезности для того, чтобы перебить впечатление от "Острова". При ближайшем рассмотрении наиболее вероятным противником лунгинского фильма представлялась все-таки картина "Изображая жертву", которую наверняка видело большинство киноакадемиков (тем более что картина совсем недавно была показана по телевидению),- но если ерническая интонация повествования, взятая Кириллом Серебренниковым, и убийственная ирония его фильма оказалась бы эффектнее и убедительнее солидной назидательности "Острова", это было бы настоящим сюрпризом.

Однако фильм Павла Лунгина, как и ожидалось, с самого начала церемонии начал побеждать — за лучшую роль второго плана награжден Виктор Сухоруков (его на церемонии не было, и награду принял исполнитель главной роли Петр Мамонов). "Остров" победил и в номинации за лучшие работы звукорежиссеров. Но кое-что перепало и другим картинкам. Так, за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Изображая жертву" награждена актриса Лия Ахеджакова, за лучшую музыку — Айдар Гайнуллин (фильм Ивана Вырыпаева "Эйфория"). Лауреатом за лучший фильм стран СНГ стала Кира Муратова — за украинскую продукцию "Два в одном". Лауреаты в остальных номинациях стали известны поздно вечером, после подписания номера в печать.

ПОЛНЫЙ СПИСОК НАГРАЖДЕННЫХ

"Лучший фильм" — "Остров" (2006)

"Лучшая режиссура" — Павел Лунгин

"Лучшая операторская работа" — Андрей Жегалов

"Лучшая мужская роль" — Петр Мамонов

"Лучшая мужская роль второго плана" — Виктор Сухоруков

"Лучшая работа звукорежиссера" — Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов

"Лучший неигровой фильм" — "Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи" (документалист Евгений Цымбыл)

"Лучший анимационный фильм" — "Моя любовь" (режиссер Александр Петров)

"Лучшая женская роль" — Евгения Симонова ("Многоточие")

"Лучшая актриса второго плана" — Лия Ахеджакова ("Изображая жертву")

"Лучший фильм стран СНГ и Балтии" — "Два в одном" (режиссер — Кира Муратова)

"Лучший сценарий" — Игорь Порублев и Александр Велединский ("Живой").

"Лучший художник-постановщик" — Людмила Кусакова ("Андерсен. Жизнь без любви")

"Лучший художник по костюмам" — Наталья Иванова ("Андерсен. Жизнь без любви")

"Лучшая музыка" — "Эйфория"

"Открытие года" — Иван Вырыпаев

"Честь и достоинство" — Эльдар Рязанов (два срока возглавлял Российскую академию кинематографических искусств "Ника" и на церемонии официально передал бразды правления Алексею Баталову)

"За выдающийся вклад в российский кинематограф" — Федор Хитрук

"За вклад в кинематографические науки, критику и образование" — ректор Санкт-петербургского государственного университета кино и телевидения, профессор Александр Белоусов.

В этом году на "Нику" в 16 номинациях претендовало 25 фильмов.



Сайт управляется системой uCoz