21 Лондонский фестиваль фильмов о геях и лесбиянках

Лондонский фестиваль фильмов о геях и лесбиянках, организованный Британским киноинститутом, открылся 21 марта уже в 21-й раз. Кинофорум продлится до 4 апреля. В 11 программах — Гала-показы, Выбор года, Студийные показы и медиотека, Экспериментальное видение мира, Femme (Женственная лесбиянка), Короткий метр, Мировое кино, Искусство эротической фантазии, Британия геев и лесбиянок, Европейское кино, Специальные показы — будут показаны более ста полнометражных и короткометражных фильмов, а также состоятся дискуссии и клубные вечеринки.
Фильмом открытия стала лента "Комитет с крошечными сиськами" (Itty Bitty Titty Committee) — последняя работа создателя "Неисправимых" (But I'm A Cheerleader) Джейми Бэббита (Jamie Babbit). Закроет фестиваль лента Дункана Роя (Duncan Roy) "Портрет Дориана Грея" (The Picture of Dorian Gray), современная версия романа, действие которого происходит среди геев Манхэттена. Кроме того, будет показан классический культовый фильм 1971 года "Розовый нарцисс" (Pink Narcissus) и британский фильм о темнокожих геях "Rag Tag".

Среди главных фильмов фестиваля многие уже были показаны и получили высокие оценки на 50-м Лондонском кинофестивале и других мейнстримовских международных смотрах.

"По ту сторону ненависти" (Beyond Hatred) — производящий сильное впечатление документальный фильм, в котором зафиксированы последствия убийства на почве гомофобии. Фильм примечателен глубиной психологического проникновения в тему и начисто лишен сенсационности.
Датская драма "Мыло" (A Soap) получила многочисленные призы, включая большую премию жюри прошлогоднего Берлинского кинофестиваля. Этот фильм, в котором внимательно воссозданы отношения красивой девушки и ее соседа-транссексуала, по словам журнала "Вэрайети", "завораживает зрителя".
Если вы пропустили эту ленту, когда она недавно шла в прокате, непременно побывайте на специальном показе "Дурной славы" (Infamous) — второй версии того, как Трумэн Капоте пришел к написанию книги "Хладнокровно" (In Cold Blood). Этот фильм, по словам журнала "The Hollywood Reporter", несмотря ни на что, так же хорош, как и фильм "Капоте" (Capote). Он показывается в программе "Выбор года", которая также дает возможность увидеть экспериментальную и провокационную картину Лукаса Мудиcсона "Содержимое" (Container).
"Клей" (Glue) завоевал высшие награды жюри и зрителей в 2006 году на Фестивале независимого кино в Буэнос-Айресе. Возможно тема бунтующего подростка и пути к совершеннолетию — это артхаусный материал. Но, как писала газета "Miami Herald", "она так красиво и честно показана, и снята с такой бесплотной отрешенностью, что на протяжении всего фильма ни на секунду не возникает ощущение, что вы когда-нибудь раньше видели, чтобы она была раскрыта таким образом".
Среди мировых премьер (Гала-премьеры) — показ фильма "Дневник вампира" (Vampire Diary) — отлично снятого ужастика, поставленного Марком Джеймсом и Филом О'Ши.
В основе этот современной версии традиционной истории о вампирах — лесбийская история любви готических пропорций. Эта картина, действие которой происходит среди пульсирующих ритмов и мрачных нарядов популярной "готической" субкультуры, рассказывает о неотразимой Викки и ее страстном романе с кинорежиссером Холли. Несмотря на или, возможно, благодаря постоянным утверждениям Викки, что она — настоящий вампир, Холли не может сопротивляться ее очарованию. По мере того, как растет число жертв серии ужасных и кровавых убийств в вампирском стиле, Холли все глубже и опаснее втягивается в видоизмененную реальность Викки.
Наполненный самой лучшей современной "готической" музыкой, включая опусы "Interlock" и "Scary Bitches", этот фильм идеально подходит для ночных свиданий с сексуальным оттенком.

В честь создания Медиатеки, нового проекта Британского киноинститута, где пользователи могут бесплатно посмотреть архивные материалы, на фестивале состоится вечер "Медиатека представляет". Будут показаны необычные и ранее не демонстрировавшиеся фильмы и телевизионные материалы из коллекции архива.

Также фестиваль станет кульминацией проекта "Поколения любви", длившегося целый год, — своеобразной реакции против того, что его организаторы считают "культурой, одержимой молодостью". Проект рассчитан на то, чтобы позволить пожилым членам гей-сообщества поделиться своим жизненным опытом с помощью фильмов и дискуссий.

В этом году во время фестиваля также будет представлен проект "Анютины глазки", придуманный художником Полом Хартфлитом (Paul Harfleet). 3000 анютиных глазок будут высажены вдоль Саутбэнк от моста Ватерлоо до Хангерфордского моста.

Проект, описанный его создателем как "элегический мемориал неожиданной остроты", посвящен памяти Дэвида Морли (David Morley), убитого во время гомофобного нападения в 2004 году. Анютины глазки, которые также будут вручаться прохожим, считаются символами все еще существующей гомофобии. Изображение анютиных глазок, созданное фотографом Надиджи Мериау (Nadege Meriau), стало символом фестиваля.

В этом году фестиваль представляет самую сильную за все годы программу новых фильмов азиатских режиссеров. "Вечное лето", "4:30", "Без сожаления", "Тули", "Не хочу спать одна", "Цветение Максимо Оливероса" и "Розовые бабочки" относятся к числу самых новаторских и эмоционально захватывающих картин фестиваля. В них очень тонкие и трогательные сюжеты, свежие и новаторские сценарии, и в центре каждого из них — оригинальное видение мира. Эти фильмы раздвигают границы того, чем являются и могли бы быть личность и сексуальность лесбиянок и геев.
Главные производители кино в регионе — Южная Корея, Индия, Филиппины, Тайвань и Сингапур — переживают сейчас своего рода ренессанс, создавая ряд самых интересных в мировом кино фильмов. По региону прокатилась серия "новых волн": группы молодых режиссеров выступали против дурных привычек традиционной киноиндустрии, исследовали новые темы и развивали новые формы и структуры. И возглавляет это движение азиатская гомосексуальная режиссура, переживающая период невероятного творческого подъема и уверенности в своих силах.
"Вечное лето" (Eternal Summer) — вторая полнометражная картина тайваньского режиссера Лесте Чэня. Это красиво снятая и тонко сыгранная драма о безрассудной страсти и дружбе, исследующая вызовы и непредсказуемые последствия подростковой любви.
Удостоенная многих наград вторая картина Ройстона Тана "4:30" с огромным успехам прошла по кинофестивалям всего мира. Она представляет собой изысканный этюд об одиночестве, отчуждении и необходимости установить контакт — даже преодолевая границы возраста и языка.
Малазийский режиссер Цай Мин Лян участвует в программе лентой "Не хочу спать одна" (Hei Yan Quan) — любовной историей, снятой в его родном городе Куала-Лумпуре. Избитого мошенниками и брошенного ими умирать на улице бездомного китайца Сяо Кана спасает нелегальный иммигрант из Бангладеш Раванг, он нежно лечит и выхаживает его. Когда Сяо Кан выздоравливает, он встречает похотливую официантку Чи, которая ухаживает за парализованным сыном своей хозяйки. Есть ли одно существование — сон другого? По мере того, как город поглощает таинственный токсичный туман, этот тонкий и абсурдный фильм размышляет о всеобщей потребности найти себе место и дружбу в дезориентирующем мире.
В южно-корейской картине Лисон Хи-Ила "Без сожаления" (Without Regret) Ли Хань исполняет главную роль Суминя — сироты, пытающегося совместить работу на фабрике с учебой в художественной школе и вечерней работой. Это смелый в сексуальном отношении фильм, в котором неожиданная страсть, желание и непонимание порождают катастрофу оперных масштабов.
Фестиваль отдает должное филиппинскому режиссеру Аураэусу Солито — мощному новому голосу в гомосексуальном кино. За последние два года он снял две картины: "Тули" (Tuli) и "Цветение Максимо Оливероса" (The Blossoming of Maximo Oliveros). Действие фильма "Тули" (его премьера только что состоялась в Берлине) происходит в филиппинской провинции. Его героиня Дейзи восстает против общества, где доминируют мужчины и в котором она вынуждена жить. "Цветение Максимо Оливероса" на Берлинском кинофестивале 2006 года получило премию "Тедди". Это история уверенного в себе 12-летнего мальчика, который обожает наряжаться и четко осознает, что он гей.
Третья в программе фестиваля знаменитая филиппинская картина — "Розовые бабочки" (Pink Butterflies) Джови Морела. В фильме прослеживаются эротические встречи двоих мужчин — Дэна и Роулана, один из них женат, второй — нет.


ПРИШЛО ВРЕМЯ ВОССЛАВИТЬ ЖЕНСТВЕННУЮ ЛЕСБИЯНКУ

Анна Данвуди — женщина, которая со страстью относится к тому, что делает, и ее энтузиазм в отношении фестиваля и фильмов, которые она отобрала, заразителен. Рассуждает ли она о маленьком шедевре французского кино или своей замечательной программе "Femme" (Женственная лесбиянка), вдруг оказывается, что все это непременно "надо смотреть".
Сама Анна тесно связана с фестивалем: это шестой, на котором она работает, и второй, на котором она выступает в качестве составителя программ. Для Анны одной из самых приятных особенностей фестиваля является то, что "это фестиваль, ориентированный на определенное сообщество людей, развивший близкие связи и взаимодействие со своей публикой".
Отбирая фильмы для программы, Анна пытается понять, кого фестиваль будет олицетворять, какие сейчас ведутся диалоги в сообществе лесбиянок и геев и как достичь широкого спектра групп в этой неоднородной аудитории. Анна уверена, что фестиваль "может пусть и в малой мере поддержать звучание различных голосов в этом сообществе, а также развитие талантов, присутствие которых там столь очевидно".
В этом году особенно сильна связь между зрителями и лондонскими режиссерами. В программе представлено больше чем когда-либо лондонских женщин-режиссеров, в числе которых Инге Блэкман, Земира Моффат, Лиза Горник и Пратибха Пармар.
При внимательном рассмотрении предложений выбор Анны определяет основной критерий: "любой фильм, который я отбираю, должен обладать внутренней целостность, правдивостью и умом. Режиссерское видение мира должно быть не только личным и неповторимым, но и честным. Проводя отбор, я пытаюсь понять, почему режиссер снял данный фильм. Это может быть фильм, который лично мне не очень понравится. Но если я вижу, что есть аудитория, к которой он обращается, он должен участвовать в фестивале. И еще люди приходят на фестиваль, чтобы отдохнуть, — это тоже надо учитывать".
Как отборщик Анна старается не эксплуатировать своих зрителей и не отбирать фильмы (а их великое множество), которые были сделаны с довольно циничным желанием обслужить лесбийский рынок. "Для лесбийского рынка сделана масса плохих тематических фильмов, в которых просто повторены очень знакомые сюжеты и которые не говорят зрителям ничего нового. Они отражают на наше сообщество то, что уже оказалось коммерчески успешным".
Поэтому Анну очень радует, что Лиза Горник возвращается на фестиваль со своей второй полнометражной лентой "Тикающая колыбельная" (Tick Tock Lullaby). Это провокационное размышление на тему: как женщине забеременеть, если она совсем не хочет видеть рядом с собой мужчину? — дискуссии по которой изрядно запоздали.
Картину Валери Минетто "Забыть Шайен" (Oublier Cheyenne / Looking for Cheyenne) Анна считает одной из главных для себя лично. "Это именно то, каким вам хотелось бы видеть лесбийский фильм. Разумеется, героини — лесбиянки, и интересно в фильме внимание к совсем другим вопросам. Его героини могут вести горячие споры о политике, природе любви и о том, что означает вести хорошую жизнь, как это умеют делать только французы. Но в центре повествования — умная история о любви и о том, что нужна смелость, чтобы встретить лицом к лицу более крупные жизненные проблемы. На пользу фильму пошло и то, что обе главные героини невероятно сексуальны".
Другой любимый фильм Анны — "Зеркало, зеркало" (Mirror Mirror, реж. Земира Моффат ), документальная картина, воспевающая самое гомосексуальное из заведений — пользующийся дурной славой Club Wotever. "Посетители клуба Wotever — самая живая часть гомосексуальной культуры в Лондоне, поэтому замечательно, что мы можем показать его на экране. Еще лучше то, что лента будет интересна не только завсегдатаям клуба. Это очень искусно сделанный документальный фильм, и вы понимаете, какую сложную задачу поставила перед собой Земира. Как снимать артистов, когда они не играют. Можно ли сделать документальный фильм, который изображает всех так, как они хотят быть изображенными? Это забавно и захватывающе одновременно".
Как члена команды отборщиков, которые пытаются представить максимально широкий диапазон голосов, Анну беспокоит, что иногда некоторые группы не получают голоса. Поэтому для Анны важно, что на фестивале получили возможность высказаться пожилые женщины. "Фильм "Посмотрите нам в глаза" (Look Us in the Eye) о Проекте старых женщин — это поистине захватывающее и вдохновляющее произведение кино".
"Эти женщины описывают свое разочарование приходом старости и протестуют против дискриминации пожилых людей, которых игнорируют и с которыми говорят свысока. И их рассказы напоминают о бездумном сексизме, с которым, я думаю, сталкивалось в своей жизни большинство женщин. Мысль о том, что с возрастом за право быть услышанной придется сражаться все больше, угнетает, но Проект старых женщин — очень ободряющий проект, потому что эти активистки успешно изменяют положение вещей. Они используют респектабельность, которую дает им их возраст, чтобы проводить кампании по многочисленным местным и общенациональным проблемам в Америке, и о них никак не скажешь, что им заткнули рот".
И вот самая главная страсть Анны на фестивале этого года — программа "Femme" (Женственная лесбиянка). Она просто не может удержаться и не рассказать, как это будет замечательно. На протяжении всего фестиваля эта сравнительно не столь заметная сексуальная роль будет представлена на экране так, как никогда ранее.
Анна считала, что "это хороший год, чтобы признать возрождение сильного присутствия женственных лесбиянок в Лондоне. У нас есть полнометражный документальный фильм "От женщины к женственной лесбиянке" (FtF: Female to Femme), где для разговора о женственной лесбиянке использованы элементы языка и теории, связанные с самоидентификацией транссексуалов. Это очень интересный способ взглянуть на очень плохо представленную и мало обсуждаемую часть нашего сообщества, и мы проведем дискуссию сразу же после просмотра. И я хотела показать ряд картин, которые понравились бы аудитории активных лесбиянок, женственных лесбиянок и транссексуалов, обожающих женственных лесбиянок, — произведений, в которых женственность показана предельно стилизованно и сексуально. Поэтому в программу включены такие ленты как "8 женщин"".
Для Анны "вероятно самой важной причиной для создания программы "Femme" сегодня является то, что лондонский кинорежиссер Инге Блэкман только что закончила новую короткометражку, которая является настоящим гимном женственным лесбиянкам. Лента "Fem" — это монтаж красиво скомпонованных кадров, показывающих лондонских женственных лесбиянок, он сопровождается закадровым текстом от лица активной лесбиянки к своей возлюбленной. Это фильм, который много значит для многих людей, а для меня он формулирует все темы, которые я хотела бы видеть в программе "Femme"".
Апогеем программы станет целый уикэнд, посвященный женственным лесбиянкам: начиная клубного вечера в "Lippy" в пятницу, специальной программы "Bird Club" в субботу и кончая показом в воскресенье фильма "От женщины к женственной лесбиянке".
В целом Анна "ожидает, что у фестиваля будет больше связей с лондонским сообществом, чем когда-либо раньше. Похоже, в Лондоне происходят по-настоящему интересные вещи, и мы передадим часть этой энергии — от режиссеров непосредственно зрителям. Иногда эта работа кажется несколько теоретической — писать о фильмах в своей спальне, поэтому я дождаться не могу начала фестиваля. Практика намного интереснее!"



Сайт управляется системой uCoz